На фоне истерии по поводу возможного банкротства Греции и приглушенных ликований по поводу выделения ей пакета помощи Владимир Путин объявил программу милитаризации России. Страны мира стали все чаще прибегать к жестким инструментам в политике, и Российская Федерация не должна от них отставать, аргументировал он. Нравится он нам или нет, но он прав. Кризис, подстегиваемый им национальный эгоизм отдельных государств, а также амбиции восходящих держав изменили подход к взвешиванию аргументов. Значение вновь приобрела жесткая сила, а тот, кто ее игнорирует – оказывается в проигрыше.
Читайте также: США думают о новых 80% сокращений ядерных вооружений
Одни государства обещают сокращение военных расходов, но на деле их не урезают (США), другие заявляют о разоружении, но у них нет на это средств (Россия), третьи не говорят ничего и в тайне модернизируют свои армии (Китай, Индия). Четвертые, не имея средств на дополнительные вооружения, по меньшей мере пытаются консолидировать свою военную промышленность (Польша, Франция, Великобритания). Раздается скрежет железа, который вновь стал сильным аргументом в спорах.
1
План Путина поражает своим размахом. Россия, как он написал в «Российской газете», в течение ближайших 10 лет потратит на современные вооружения 760 миллиардов долларов. Для сравнения: президент Обама недавно заявил, что (тоже в течение 10 лет) он уменьшит военный бюджет на 500 млрд долларов. Российская армия получила бы 400 межконтинентальных баллистических ракет, 600 самолетов, включая истребители пятого поколения (аналоги американских F-22 и F-35), 1000 вертолетов и 100 спутников. Такие заказы превосходят возможности российской оборонной промышленности и даже государственного бюджета, так что через десять лет из этих амбициозных планов наверняка будет реализована лишь часть. Путин неслучайно взял курс на милитаризм, хотя казалось бы, что перед президентскими выборами ему стоило, скорее, успокаивать, а не пугать иностранных партнеров. Он знает, что использование силы во имя защиты интересов, не прикрытое гуманитарными соображениями или международным правом, перестало быть табуированной темой. Он видит, кто после франко-британских налетов на силы Каддафи и победы повстанцев получил концессии на разведку и добычу ливийских углеводородов. Он знает, что у него может не получиться мирно склонить Казахстан и Туркменистан не перегонять свой газ по дну Каспийского моря в европейский газопровод Nabucco, если тот будет построен. Поэтому в последние два месяца Россия многократно поднимала вопрос о том, что статус данных вод не урегулирован, и грозила применить силу в случае нарушения своих интересов. Путин знает также, что российская армия, несмотря на реформы и серьезные финансовые вливания, отстает от своих западных конкурентов. И он даже не запугивает, а лишь говорит: я хочу быть таким, как вы.
Читайте также: Россия вооружается, нам нужно сделать то же самое
2
Аналогично рассуждают американцы. Они переводят свои силы в район Тихого океана, открывают военную базу в Австралии, ведут переговоры с Филиппинами на тему возврата баз на их территорию. И вразрез заявлениям президента Обамы вовсе не сокращают свой военный бюджет.
Пентагон не отозвал заказы на современную технику, продолжается работа над созданием истребителя F-35, новых атомных подводных лодок, ультрасовременной боевой машинной пехоты… Сдвигается лишь оплата, чтобы она не обременяла бюджет страны. Что это означает? Когда новое поколение оружия уже будет готово к использованию, налогоплательщики будут поставлены перед фактом: раз на исследования и изготовление прототипов были потрачены огромные средства, и теперь нужна лишь мелочь, чтобы воплотить их в жизнь, то поскупиться означало бы впустую выбросить деньги. Не нынешний состав Конгресса, а два следующих будут решать, будут ли сэкономлены 500 млрд долларов или нет. Но это будет уже совсем другая реальность – быть может, с динамичным экономическим ростом, без минутной моды на сокращение средств.
3
В этих заявленных планах мало слышно о НАТО, о 5-ой статье Вашингтонского договора, союзах. Бумага, сколь бы ни было важно записанное в ней соглашение, имеет тот недостаток, что остается действительной лишь так долго, как кому-то хочется ее таковой считать. В отличие от титана истребителей пятого поколения, стали БМП и закругленной формы ракет, они всегда имеют свой вес, о чем не следует забывать при оставлении польского военного бюджета и списка расходов на вооружения.