В последние 200 лет Германия и Россия неоднократные пытались завоевать в Центральной Европе позицию гегемона, а когда эти усилия оказывались безрезультатными, они делили регион на сферы влияния, стараясь создать здесь свой кондоминиум. История, однако, показала, что все попытки реализации данной модели заканчивались фиаско и рано или поздно приводили к очередным конфликтам: войнам между державами или восстаниям внутри сфер влияния.
Смена ролей
Долгий путь Центральной Европы к стабильности свидетельствует о том, что существенных структурных перемен в этом регионе можно добиться только при согласии руководства и населения новых стран. Главное отличие между современностью и XIX- XX веком заключается в том, что Россия и Германия стали для нас внешней, а не внутренней силой. Москва и Берлин, оставаясь влиятельными игроками, уже неспособны ни в одиночку, ни даже объединенными усилиями навязать свою волю центральноевропейским государствам, а даже самые маленькие страны региона могут разрушить политические планы крупных держав. Окончание холодной войны поставило Центральную Европу перед лицом новых задач: ей пришлось не только обозначить свои границы, но найти новое место на карте континента и всего мира, избавившись от традиционного разделения на российскую и немецкую сферы влияния.
Суверенные государства региона, зародившиеся или обретшие независимость после 1989 года, остаются пока слишком слабыми, чтобы взять на себя полную ответственность за поддержание мира и стабильности в Центральной Европе, а также обеспечения ее развития. Для воплощения в жизнь этих целей им необходима помощь партнеров извне, что, в свою очередь, создает поле для действий России и Германии.
Читайте также: Когда у Европы была своя внешняя политика
Калининград, Кенигсберг, Крулевец...
Хотя подавляющее большинство стран региона вошли в ЕС и НАТО, они в значительной степени остаются экономически связанными с Россией, что отчетливо продемонстрировала первая волна экономического кризиса. Это означает, что Москва, даже утратив свое политическое могущество в Центральной Европе, сохранила там мощные инструменты влияния. В данном контексте сложно представить себе успех какой-либо региональной инициативы, не согласованной с Россией или тем более, наносящей удар по ее интересам.
Впрочем, опыт последних двадцати лет, а также экономические, политические, стратегические факторы не оставляют сомнений в том, что любого рода односторонняя акция Германии или России принесет обратные задуманным эффекты. Берлин и Москва нуждаются друг в друге для обмена технологий на энергоресурсы и доступ к рынкам, а это, в свою очередь значит, что Центральная Европа служит для них важным связующим звеном.
Именно поэтому регион пребывает сейчас в поиске рамок и инструментов для сотрудничества: с соответствующими полномочиями для работы и практической эффективностью. Эти поиски могут поспособствовать успеху идеи «Калининградского треугольника» — неформальной дискуссионной площадки, ориентированной на проблемы региона, который объединяет территорию, относящуюся к России, Польши и Германии. Формат, начало которому было положено встречей в Калининграде в мае 2011 года, имеет все шансы стать не только форумом для координации политики трех стран, но и эффективным механизмом управления в региональном масштабе.
Также по теме: Россия вступила Калиниградом в безвизовый режим
Идеальное соответствие
Объединение усилий трех стран послужит мобилизации общественности и небольших региональных партнеров для реализации совместных инициатив и проектов. Выработка общей позиции и лояльных отношений в рамках «Треугольника» не позволит крупным державам извне или малым странам внутри региона манипулировать существующими между партнерами противоречиями, как это неоднократно случалось в прошлом. Сильный аргумент в пользу сотрудничества — это объединенный экономический потенциал трех стран. Экономики Варшавы, Берлина и Москвы практически идеально дополняют друг друга. В прошлом году немецкий экспорт в Россию оборудования, автомобилей, химической и фармацевтической продукции составил 37 миллиардов долларов, а России в Германию — 34 миллиарда (83 процента экспорта составило минеральное сырье). Польша продала в Германию товаров на 35 миллиардов долларов, а Германию в Польшу — на 33 миллиарда. В свою очередь, из России мы импортировали товаров на 25 миллиардов долларов, а экспорт в Россию составил восемь миллиардов.
Такое положение вещей исключает гипотетические конфликты и позволяет сосредоточиться на совместных действиях, направленных, в частности, на либерализации торговли и свободном перемещении людей, товаров и капитала. Воплощение данной стратегии в жизнь невозможно без стабильной ситуации в регионе пересечения интересов двух гигантов, и Польша оказывается в данном контексте необходимым элементом для немецко-российского сотрудничества.
Удержать Россию в Европе
Основным достижением сотрудничества трех стран в рамках указанного формата может стать предотвращение в Центральной Европе любого рода серьезных конфликтов. В ситуации, когда в мире рождаются новые фронты столкновений, прежние линии водоразделов в Европе должны быть окончательно ликвидированы: это необходимо для нейтрализации внешних конкурентов и усиления европейской позиции в мире.
Читайте также: Калиниград ближе к Европе
Усиление Европы будет возможно лишь при условии, что Россия в физическом и духовном плане останется на нашем континенте. Временные проблемы части европейских государств, совпавший с организационным клинчем ЕС и рост силы азиатских конкурентов оказывают на Россию негативное воздействие, активизируя евразийский элемент ее идентичности. При помощи конструктивного взаимодействия с Москвой в калининградском формате Польша и Германия могут затормозить или даже остановить процесс самоизоляции России от старого континента и переориентации ее на Азию. Это отвечает интересам и Европейского союза, и самой России.
Трехстороннее сотрудничество может перерасти в совместные проекты в бассейне Балтийского моря. На данный момент самое большой успех достигнутый в регионе, — это вступление в силу соглашения о малом приграничном движении, которое стало исключением как для жесткой бюрократической структуры внешних отношений ЕС, так и для изоляционной российской политики в отношении ее западных соседей. Многообещающими выглядят также совместные образовательные проекты: обмены между университетами Калиниграда, Торуня и Европейским университетом Виадрина позволит создать базу и подготовить человеческий капитал для расширения будущего сотрудничества. Согласно концепции Гидо Вестервелле (Guido Westerwelle), «Калининградский треугольник» может также стать площадкой для дискуссии и принятия решений по белорусскому вопросу. Интересными видятся перспективы диалога в сфере проблем развития энергетического сектора, который был начат на встрече «Треугольника» в Берлине. Еще никогда раньше отношения между тремя государствами не были такими хорошими и конструктивными, как сейчас. Страны, которые в прошлом навлекали на регион и его жителей все возможные и невозможные беды, начали сотрудничество и имеют все шансы стать творцами его стабильности и прогресса.