Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Российское наступление

Перед лицом грядущего экономического и демографического кризиса Россия обращается к испытанному средству — экспансии. В том числе экспансии в Польше.

© Фото : Fotolia, michaklootwijkНаступление России
Наступление России
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Репутация зависимой от России страны снижает наше значение на международной политической сцене, особенно в рамках НАТО и ЕС. Наша позиция в контактах со странами Запада ослабевает — они могут перестать воспринимать нас как полноценного партнера, а перспектив для коалиции со странами нашего региона становится все меньше. В итоге мы можем лишиться возможности вести самостоятельную политику.

Вот уже несколько месяцев Россия усиливает свои наступательные действия в Польше. С одной стороны, они заключаются в навязывании нам энергетической и даже шире — экономической зависимости, с другой — демонстрации миру, что Варшава до сих пор пребывает в российской сфере влияния. Москва стремится к тому, чтобы решения по доставке энергоресурсов и в целом энергетике на польском рынке принимали российские компании, а одновременно блокирует любые инициативы (например, добычу сланцевого газа), которые бы позволили нам сохранить независимое положение в этой сфере.

Репутация зависимой от России страны снижает наше значение на международной политической сцене, особенно в рамках НАТО и ЕС. Наша позиция в контактах со странами Запада ослабевает — они могут перестать воспринимать нас как полноценного партнера, а перспектив для коалиции со странами нашего региона становится все меньше. В итоге мы можем лишиться возможности вести самостоятельную политику.

Российское наступление нацелено на усиление напряженности внутри Польши (что заметнее всего отражается в действиях Москвы, связанных со смоленской катастрофой), дестабилизации польской политики и формирование у поляков ощущения бессилия в отношении прежнего суверена.

Пока в этой кампании Москва оказывается довольно успешной, что говорит о фиаско внешней политики премьера Дональда Туска (Donald Tusk) и главы МИД Радослава Сикорского (Radosław Sikorski), и доказывает факт присутствия в Польше пророссийского лобби. Это совсем не означает, что Россия обладает особой силой: Путин старается использовать все шансы на реализацию такого рода целей, понимая, что в ближайшем будущем его возможности будут уже не столь широки. Это ничуть не уменьшит опасности: слабая Россия несет Польше все ту же угрозу, и даже частичная реализация путинских планов может ударить по нашей независимости.

Читайте также: СМИ Польши - Сладкий шантаж

Агрессивные державы часто занимаются созданием внешних конфликтов, чтобы отвлечь внимание от конфликтов внутренних. Образ врага и ощущение опасности способствуют интеграции населения и помогают ему пережить кризис. Российские власти много раз прибегали в прошлом к такой стратегии.

PR вместо государственных интересов

Провал политики Туска и Сикорского исходит из первородного греха — подчинения всех сфер, в том числе международных отношений, удовлетворению личных амбиций и интересам межпартийных игр. Каждое действие должно было служить уничтожению противника — партии «Право и Справедливость» (PiS). Государственная стратегия подсказывала необходимость сохранения единой линии по меньшей мере во внешней политике, однако Туск решил ее прервать и нарушил этим прежние неписанные правила: даже самое неудачное правительство Лешека Миллера (Leszek Miller), которое поставило окрест на готовившейся его предшественниками программе обретения Польшей газовой независимости от Москвы, сохранило (возможно, благодаря президенту Александру Квасьневском (Aleksander Kwaśniewski) основной фундамент нашей восточной политики. [...]

Международная общественная инициатива "День толерантности в Европе"


Туск согласился на зависимость от Москвы, и первым сигналом новой политики (постполитики?) после победы на выборах 2007 года стали двусторонние переговоры по вопросу отмены эмбарго на польские продовольственные товары. Правительство Качиньского (Jarosław Kaczyński) смогло добиться перевода этого вопроса на европейский уровень, в результате чего Брюссель признал претензии России недружественными действиями в отношении всего ЕС. Давление Европы заставило бы Москву в конце концов сменить свою позицию, однако Туск хотел похвастаться молниеносным успехом и вернул вопрос на польский уровень, за что получил от Путина временную отмену эмбарго на мясо. Этот псевдоуспех, о котором трубили проправительственные СМИ, имел лишь имиджевый характер и не способствовал изменению политики Москвы в отношении Варшавы, представляя собой очень опасный прецедент. Ценой, которую пришлось за него заплатить, был отказ от помощи ЕС, которая могла бы оказаться очень полезной. Курс на нормализацию контактов с Россией не дал никаких положительных эффектов. Ровно наоборот. И об этом свидетельствует ряд недавних событий.

Также по теме: Российская разведка пытается влиять на польские политические элиты

Россия ускоряется


Теоретическую базу отказа от политики своих предшественников министр Сикорский сформулировал в статье 2009 года: текст в Gazeta Wyborcza представлял карикатурное понимание «ягеллонской идеи», которую глава МИД преподал как мечты об империи (тогда как в действительности она вырастает из осознания наших ограничений, лекарством от которых призван служить союз государств, опасающихся имперских амбиций России). Основным пунктом публикации было заявление, что Польша откажется от своих естественных союзников в пользу контактов с Германией и Москвой.

В итоге Европейской комиссии пришлось защищать нас от невыгодного газового контракта, который заключил вице-премьер Вальдемар Павляк (Waldemar Pawlak) и собиралось ратифицировать правительство Туска. Действия нового руководства поставили под вопрос наши прежние связи с бывшими колониями Советского Союза.

Недавно Варшава отказалась от сотрудничества с Литвой, собиравшейся строить АЭС, электричество с которой поступало бы преимущественно в Польшу. Электростанция не только позволила бы диверсифицировать источники энергии, но и крепче связать нас с литовцами. Одновременно Россия начала строительство собственной АЭС в Калининградской области. Единственная задача предприятия — экспорт энергии в Польшу, о чем прямо заявляют авторы проекта. Официальная польская сторона отказалась от сотрудничества, а россияне вроде бы приостановили строительство, однако продолжают считать проект реальным, что (при нынешнем хаосе во внешней политике Варшавы, где не всегда ясно, кто за что несет ответственность и кто принимает решения) заставляет задуматься о будущем.

Масштабы хаоса демонстрирует история второго отрезка газопровода «Ямал-Европа», который должен пройти по польской территории в обход Украины (то есть направлен против ключевых интересов Киева). Об идее строительства официально объявил Путин. Польский премьер ничего об этом не знал, а позже выяснилось, что польская сторона вела переговоры, не поставив его в известность. Позже на переговоры по новому газопроводу поехал в Москву вице-премьер и министр экономики Януш Пехочиньский (Janusz Piechoczyński) — глава входящей в правящую коалицию Польской крестьянской партии (PSL), которая настроена в отношении Москвы исключительно позитивно из-за своих торговых интересов на востоке.

Читайте также: Российская военная доктрина определяет будущее Польши

В то же время оказалось, что Россия хочет увеличить свою долю в компании Grupa Azoty S.A., консолидирующей польскую химическую промышленность. Это стратегическое предприятие может интересовать россиян, в частности, потому, что оно является крупным потребителем газа. Россияне владеют 15% акции компании, что при большом количестве акционеров (государству принадлежит только 33%) представляет собой значительную долю. В пользу продажи россиянам дополнительных акций, по разным сведениям, лоббировал Александр Квасьневский. И хотя в итоге сделка не состоялась, есть подозрения, что российская сторона продолжает скупать акации у мелких акционеров.

Саммит Совета стран Балтийского моря


К предыдущим темам следует добавить удивительную медлительность, с которой польское руководство занимается темой разработки сланцевого газа (хотя еще недавно заявлялось о приоритетности этой сферы). Очередные крупные корпорации отказываются от участия в этом затратном предприятии, сталкиваясь с лакунами в законодательстве и прохладным отношением со стороны руководства польского государства.

За последние месяцы россияне обнародовали ряд поразительных сведений на тему польско-российской кооперации. Выяснилось, что военная контрразведка Польши ведет сотрудничество с ФСБ, а представители Государственной избирательной комиссии ездили в Москву на учебу. Такие новости призваны скомпрометировать наше руководство и бросить на него тень как в глазах западных союзников, так и поляков. Ту же цель преследуют и сообщения об очередных поражениях команды Туска в отношении расследования смоленской катастрофы.

Напрашивается фундаментальный вопрос: кто принял решение о сотрудничестве спецслужб и избиркомов? Ведь эти инициативы противоречат здравому смыслу.

Также по теме: Российский газопровод на территории Польши - проверка зрелости польских элит

Опасные связи


Если польским спецслужбам и следует вести с кем-то сотрудничество, то со своими коллегами из НАТО, а не со страной, которая заявляет о желании ограничить польский суверенитет. А чиновники из нашего избиркома могут научиться в Москве только методам обмана. Если принять не слишком правдоподобную версию, что такова и была цель, то ее можно было достичь без лишней огласки (а, соответственно, более эффективно). При сопоставлении эти двух сообщений с информацией, что серверы, на которых ведется подсчет итогов польских выборов, находятся в России, напрашивается мысль о связях нашего государственного руководства (если даже не сказать зависимости) с Москвой.

Такая ситуация невыгодна Туску и служит исключительно московским интересам, компрометируя Польшу. Кто же отвечает за сложившееся положение дел? Кто способен без ведома властей проводить от их имени подобные операции? Если бы мы жили в здоровом демократическом государстве с нормально функционирующими СМИ, этот вопрос оказался бы в фокусе их внимания. То, что так не происходит, выносит очередной приговор нынешней власти.

Последние события демонстрируют как слабость нашего руководства, так и силу российского лобби, которое следовало бы назвать «русской партией» в Польше. И эти два фактора взаимосвязаны. Существование русской партии — одна из основных тем-табу нынешнего политического уклада, свидетельствующее о его патологии.

Польская Народная Республика находилась в полной зависимости от московской метрополии и не могла существовать без ее поддержки, что показали события 1989 года. Кандидатуры претендентов на все важнейшие посты утверждались в Кремле. Армия входила в структуры Организации Варшавского договора, которая управлялась из Москвы, контролировавшей также польские спецслужбы (сотрудники КГБ присутствовали даже в районных отделениях службы безопасности). На неофициальном уровне было известно, что русские активно вербовали на нашей территории агентов.

Что произошло с этими агентами и всеми прочими связями после краха ПНР? Об этом «было непринято говорить вслух». Будто одновременно с распадом СССР исчезли и его спецслужбы, агенты, а также прежние сети в польском истеблишменте.

Читайте также: Ничего о Польше без Польши

Миф о том, что Россия превратилась в лишенное имперских амбиций «нормальное» государство, стал окончательной фикцией после прихода к власти Путина, который официально заявил о том, что стремится к возрождению прежней мощи страны и ее сфер влияния. Однако и в предыдущий период вера в этот миф была даже не наивностью, а слепотой.

Штаб-квартира ЕС в Брюсселе


Афера Олина, то есть обвинения экс-премьера Юзефа Олексы (Józef Oleksy) в шпионской деятельности, продемонстрировала, как высоко в современной Польше дотягивались агентурные щупальца Москвы, а также насколько готовы сплотиться посткоммунистическая партия и большая части нового истеблишмента, чтобы не допустить раскрытия подобных фактов. Полковник Мариан Захарский (Marian Zacharski), который занимался операцией по выявлению российской агентуры, был вынужден эмигрировать, работавшие с ним люди были уволены из рядов спецслужб, и, что шокирует больше всего, было обнародовано имя польского агента, внедренного в российские спецслужбы. Захарский описал это дело в книге воспоминаний «Российская рулетка». Необязательно верить в каждое его слово, однако изложенные в книге факты не получили опровержения и подтверждаются некоторыми событиями. В книге описываются также подозрительные связи с российскими спецслужбами Александра Квасьневского.

Агенты из ПНР

Захарский был привлечен к операции по выявлению российских агентов в Польше министром Анджеем Мильчановским (Andrzej Milczanowski) и его окружением, то есть людьми весьма далекими от антикоммунистического или антироссийского радикализма. Тот факт, что за 24 года существования свободной Польши была обнаружена всего пара российских шпионов, говорит о недееспособности польской разведки.

Также по теме: Чему научат польскую армию российские военные?

Московские агенты — это лишь одно из проявлений «русской партии» в Польше, второй ее сегмент составляют люди, связанные с нашим восточным соседом экономическими и политическими интересами. Я уже упоминал о такого рода связях членов партии PSL. Участие же в отстаивании российских интересов таких крупных фигур как Александр Квасьневский показывает, что эта система весьма эффективна. Деньги на создание Социал-демократической партии (SdRP), из которой позже вырос Союз демократических левых сил (SLD), привез из Москвы лично Лешек Миллер. Его нынешняя позиция (и позиция его соратников) в отношении России наводит на мысли, что зависимость от прежнего шефа отнюдь не осталась в прошлом.

Русская партия и ее идиоты

Огромное значение для пророссийского лобби имеют «полезные идиоты», которые поверили в сладкие песни о постполитике, о том, что изъяны нужно искать в самих себе, а разоружение — это лучший способ решения международных конфликтов. Этот тренд стал ведущим в наших СМИ и крупных аналитических центрах. Они считают, что главную опасность мы представляем сами для себя. Советник президента Коморовского (Bronisław Komorowski) профессор Роман Кузняр (Roman Kuźniar) рассказывал в интервью телеканалу TVN 24, что в ближайшие 30 лет Польше не следует опасаться никаких угроз, не сообщив, однако, из каких источников он черпает свое знание о будущем.

Любого рода попытки указать на расхождение наших интересов с интересами соседних держав и исходящие из этого угрозы отметаются фразами о «размахивании шашкой». Я не называю Кузняра полезным идиотом, но таковыми выступают его слушатели, верящие, что он пропагандирует продвинутые взгляды, которых следует придерживаться в наше время.

Абсурдность этих «политкорректных» суждений просто поразительна. Польские СМИ одновременно писали о том, что в деле смоленской катастрофы следует полностью положиться на российские власти, и демонстрировали в своих репортажах из Москвы, насколько наше правосудие зависит от команды Путина, которая нарушает все официальные законы. Gazeta Wyborcza на первых полосах негодовала, что требование установить дополнительный контроль над расследованием катастрофы — это проявления русофобии, а через пару страниц сокрушалась по поводу несоблюдения путинским государством демократических стандартов.

Постколониальные комплексы, которые под лозунгами прогресса требуют заниматься самоунижением и кланяться перед сильными мира сего, подпитываются и используются соседними с нами державами. А то, что эти комплексы культивируются в современной Польше, свидетельствует о том, насколько больно наше государство.