Экономист, 30 сентября - 6 октября 2000 г.
Замешан ли здесь случай, или, что более вероятно, умысел, но каждый из бывших советских сателлитов России, решивший следовать независимым курсом, все глубже погружается в трясину бед. Прежде Россия пыталась управлять своими бывшими "сатрапиями" посредством Содружества независимых государств (СНГ), рыхлой организации, члены которой предавались бесконечным разговорам и почти ничего не делали. Однако, теперь Кремль проводит новую, более ясную и жесткую политику. Каждой из этих стран грозит несколько опасностей в разных сочетаниях.
Три главные угрозы - это энергоносители, визы и оружие. Россия снабжает большую часть своей бывшей империи газом. Угроза прекратить поставки накануне прихода зимы - это большая дубинка для таких бедных энергоносителями стран, как Украина, Молдавия и Грузия, которые и так задолжали за топливо миллиарды долларов. Россия преследует куда более безжалостную политику, чем в прошлом, требуя, чтобы за долги рассчитывались акциями трубопроводных компаний, нефтеперерабатывающих заводов и других предприятий.
Кроме того, Россия грозится построить новые трубопроводы, чтобы сократить суммы, которые она отдает соседним странам в виде платы за транзит энергоносителей. Один такой трубопровод, находящийся пока в стадии проектирования, должен обойти стороной Украину и доставлять российский газ прямиком на Запад через территорию Белоруссии и Польши. Другой, приближающийся к этапу строительства, направит поток экспортной нефти на терминал близ Санкт-Петербурга, оставив ни с чем прибалтийские государства.
Визы также имеют большое значение, поскольку люди из обнищавших стран, таких как Грузия и Азербайджан, находят работу в относительно зажиточной России и посылают заработанные деньги домой семьям. В прошлом месяце Россия объявила, что до ноября выйдет из соглашения о безвизовом режиме, действующем в Содружества Независимых Государств. Перемены не коснутся республик, имеющих тесные связи с Россией, как, например, Армения. Те же, кто решил связать свое будущее с другими, попадут в беду. Член грузинского парламента Георгий Барамидзе считает, что новая политика - это "наказание" за то, что его страна настаивает на закрытии всех российских военных баз, расположенных на ее территории. По его подсчетам, в России работают около 500 000 его соотечественников. Как утверждает некий американский специалист по проблемам региона: "Без денежных переводов из России, экономике этих стран дорога одна - в канализацию".
Российская армия прилагает большие усилия для того, чтобы задержаться в Грузии подольше. Военные приступили к выводу техники с главной базы в окрестностях грузинской столицы Тбилиси, но заявляют, что хотели бы оставить за собой расположенный неподалеку военный аэродром. Когда Грузия в ответ запретила российским военным самолетам появляться в своем воздушном пространстве, глава военного ведомства России тут же выдвинул против Грузии опасное обвинение в том, что она позволяет сотням чеченских боевиков скапливаться на своей границе, что Грузия всегда отрицала.
В других местах Россия пытается сохранить свои базы с помощью смены вывески, переименовывая их в объекты миротворческих сил. В Молдавии, большинство населения которой говорит на румынском языке, Россия имеет большую военную базу в Приднестровье, оплоте сепаратистов, который граничит с Украиной и населен главным образом славянами. Вопреки желанию правительства Молдавии, Кремль в настоящее время предлагает Молдавии и Приднестровью образовать "общее государство" под "гарантии" России. Он также пригрозил на прошлой неделе, что перекроет железнодорожную сеть Молдавии, если та немедленно не заплатит долг.
На других направлениях Россия, возможно, использует еще более хитрую тактику. Узбекистану - среднеазиатской стране, управляемой автократическим режимом и стремящейся к большей независимости - приходится противостоять загадочному исламскому повстанческому движению. Ее президент Ислам Каримов заметил в сердцах на прошлой неделе, что Россия преувеличивает опасность и пытается запугать его страну, с тем чтобы та согласилась на размещение российских баз. Однако и там и в других бывших среднеазиатских республиках Советского Союза вызвало большую тревогу известие о новом продвижении на север отрядов исламского движения Талибан в соседнем Афганистане.
Тучи сгущаются и над Украиной, самой большой и стратегически наиболее важной из бывших советских республик. На сильно руссифицированном востоке страны начались выступления за придание русскому языку более высокого статуса; во Львове (Львиве, как его называют украинцы), региональной столице западных областей, украинские зилоты выступают за понижение его роли. Оба выступления представляют собой весьма необычные и тревожные явления для страны, которая всегда гордилась царящим в ней межнациональным согласием. Россия также ввела антидемпинговые пошлины на украинские трубы, один из главных видов товаров, которые эта страна предлагает на экспорт.
Российское давление на "ближнее зарубежье", как русские называют бывшие республики Советского Союза, не является чем-то новым. В 1996 году несколько непослушных республик - Грузия, Украина, Азербайджан и Молдавия - создали, по наущению американцев, группу взаимной поддержки, называемую ГУАМ, по заглавным буквам названий этих государств. В 1999 г. к ним присоединился Узбекистан. За исключением сайта в Интернете, в группе отсутствуют формальные признаки организационной структуры, а ее члены не проводят регулярных встреч. Наибольшего успеха она достигла в координации позиций государств-членов во время переговоров о сокращении вооружений по вопросу уровней российских войск.
Однако в начале нынешнего месяца лидеры этой организации, собравшиеся в Нью-Йорке для участия в международной встрече, заявили, что ГУУАМ (как она стала называться после присоединения Узбекистана) будет укрепляться и расширяться. Они объявили, что дважды в год будут проводить встречи на высшем уровне, предпримут новые усилия по строительству трубопроводов для перекачки энергоносителей в направлении с востока на запад (весьма важный шаг, призванный помочь им избавиться от российского влияния) и попытаются образовать зону свободной торговли, чего СНГ так и не смогло добиться за все восемь лет своего существования. На прошлой неделе Конгресс США проголосовал за выделение дополнительно 45,5 миллионов долларов на военную помощь странам ГУУАМ.
Но найти новых членов будет не так-то просто. Президент Грузии Эдуард Шеварднадзе утверждает, что к ним хочет присоединиться Румыния, хотя посол Румынии в Вашингтоне твердо заявляет, что это "преувеличение". Бывший советник по национальной безопасности Соединенных Штатов Збигнев Бжезинский, имеющий близкие отношения с данным образованием, советует ГУУАМу пригласить в качестве "наблюдателей" Турцию, Румынию или Польшу.
Но, учитывая трудности, с которыми приходится сталкиваться его слабым, бедным и плохо управляемым членам, можно не сомневаться, что очереди на прием не будет. Богатеющая благодаря высоким ценам на нефть Россия, возглавляемая стальным г-ном Путиным, выглядит сегодня сильнее, а ее бывшие соседи по Советскому Союзу слабее, чем когда-либо со времени распада СССР.