Стивен Долзьел, Би-Би-Си Ньюс, 11 октября 2000
Российский лауреат Нобелевской премии в области физики Жорес Алферов использует награду в качестве предлога для выдвижения требований об увеличении государственного финансирования российской науки.
Доктор Алферов, который также является членом парламента, призывает своих коллег по Государственной Думе одобрить выделение средств на нужды научного сообщества, которое должно развить его успех.
Доктор Алферов - первый русский ученый, завоевавший Нобелевскую премию в постсоветскую эпоху.
Премию величиной почти в один миллион долларов с ним разделили двое американских ученых, Герберт Кремер и Джек Килби.
Первой реакцией Алферова на известие о присуждении ему премии в среду было высказывание о том, что эту награду заслужил не только он лично, но и санкт-петербургский Физико-технический институт им. Иоффе, который он возглавляет.
Он также подчеркнул, что это триумф советской, а не только российской науки.
Значительная часть исследований, помогших доктору Алферову завоевать премию, была проведена в советское время.
Эти исследования получили практическое применение, очевидное даже для самых несведущих в технике людей.
Всякий раз, когда кто-либо проигрывает компакт-диск или звонит по мобильному телефону, он использует технологию, которая впервые была предложена доктором Алферовым.
Столь высокое международное признание могло бы послужить желанным стимулом для подъема российской науки.
В советские времена не было недостатка денег на науку, особенно если существовала возможность применить результаты исследований в военной области.
Но в постсоветском мире, где составление государственного бюджета требует большего реализма ввиду существования таких огромных проблем, как выплата зарплаты бюджетникам, науке пришлось занять место в очереди за финансированием наравне с социальным обеспечением, обороной, и прочими нуждами.
Доктор Алферов, депутат Государственной Думы от Коммунистической партии, теперь внушает своим коллегам, каких высот достигла бы русская наука при надлежащем уровне финансирования, раз удалось получить Нобелевскую премию в столь стесненных обстоятельствах.