Файнэншл Таймс, 11 октября 2000 г.
Неожиданно нынешний месяц вновь проходит под знаком России. Два с небольшим года спустя после обвала национальной валюты, когда правительство было вынуждено отказаться от выплат по долгам, а банки всего мира захлопнули перед ней свои двери, аналитики пребывают в состоянии радостного возбуждения, следя за ее заметным экономическим подъемом. В этом году реальный рост валового внутреннего продукта планируется на уровне до 7 процентов. Произошел масштабный сдвиг от 4-процентного бюджетного дефицита к 6-процентному профициту, а инфляция, как ожидается, упадет ниже отметки в 20 процентов.
Все это хорошие новости. Так же как и быстрое утверждение Думой в первом чтении на прошлой неделе подготовленного правительством проекта бюджета на 2001 год. Его детали по-прежнему требуют доработки, но верхние значения уже установлены. Хорошие отношения, существующие между Президентом Путиным и парламентом, составляют резкий контраст с бесконечными склоками, которыми отмечено правление его предшественника Бориса Ельцина.
Но сейчас, безусловно, не время расслабляться. Самое трудное еще впереди. Нынешнее макроэкономическое улучшение почти всецело зиждется на двух ненадежных факторах: девальвации рубля и невиданном росте цен на нефть. Для восстановления сильно поколебленного доверия инвесторов необходимо провести целый ряд давно назревших микроэкономических и законодательных реформ.
Таким образом, последний обзор российской стратегии, подготовленный Европейским банком реконструкции и развития, появился как нельзя более кстати. В качестве крупнейшего иностранного инвестора в экономику России банк приобрел богатый опыт в ходе законодательных и финансовых баталий, которые последовали за распадом Советского Союза в 1991 г. Его анализ недвусмыслен.
"Возможность инвестиций в экономику продолжает подтачиваться значительными недостатками в законодательстве", - говорится в нем. "Следует решительно пресекать действия монополистического капитала по недопущению проведения важнейших реформ. Необходимо поднять уровень управления крупными компаниями. Не достигнув явного прогресса в этих областях, Россия не сможет продолжить свой быстрый экономический подъем".
Все инвесторы придерживаются единого мнения о том, какие реформы необходимы в первую очередь: защита прав акционеров; ясный и легко применимый закон о банкротстве; должным образом финансируемые и независимые судебные органы; радикальная перестройка банковского сектора; взымание налога с прибыли, а не с оборота. Все они обещаны. Но ни одна не осуществляется.
В прошлом году темп роста иностранных капиталовложений в экономику Чешской Республики, Венгрии и Польши более чем в два раза превышал аналогичный российский показатель. Главная причина этого в том, что Россия не имеет основанной на законе и подчиняющейся закону хозяйственной системы. Г-ну Путину следует обуздать неограниченную власть финансовых олигархов и национальных монополий, возникших на развалинах советского государства. Они представляют собой главное препятствие нормальному функционированию рыночной экономики. Только тогда россияне наконец смогут воспользоваться благами, которые сулят им богатейшие природные ресурсы их страны.