Редакционный материал, "Файнэншл Таймс" от 31.10.2000 г.
Недавно "Газпром", немецкие компании "Рургаз" (Ruhrgas) и "Винтершелл" (Wintershall), французская "Газ де Франс" (Gaz de France) и итальянская "Снам" (Snam) подписали договор о намерениях, предусматривающий строительство газопровода, который пройдет в Западную Европу в обход Украины через Польшу и Словакию. Проект стоимостью в $2 млрд. предполагает строительство 600-километрового участка. Этот участок соединит северный рукав Ямальского газопровода, по которому сибирский газ поступает в Германию, с южным, ведущим газ через Украину в Италию и во Францию. Договор с "Газпромом" позволит европейским странам увеличить потребление газа, что предусмотрено планами ЕС, и укрепить стратегическое партнерство с Россией.
"Газпром", в свою очередь, будет меньше зависеть от Украины, которая начинает воровать российский газ всякий раз, когда Москва пытается перекрыть трубу в надежде вынудить Киев выплатить проценты по задолженности. Размер "газового" долга России составляет, по разным оценкам, от $1,4 млрд. до $3 млрд. Украинский президент Леонид Кучма недавно признался, что Украина только в этом году "откачала 13 млрд. кубометров российского газа".
В Киеве и Варшаве опасаются, что новый проект, разработанный без их участия, нанесет ущерб долгосрочным политическим и экономическим интересам обоих государств. Впрочем, претензии у них различного свойства. Польша обиделась, что будущие партнеры по ЕС не сочли нужным проконсультироваться с ней, и информацию о договоре правительство получило из прессы.
Недовольство Польши связано и с другими причины. Страна за последние годы прибавила в дипломатическом и экономическом весе и не хочет осложнять отношения со своим юго-восточным соседом. По словам вице-премьера и министра экономики Януша Стейнхоффа (Janusz Steinhoff), Польша "не намерена предпринимать какие-либо действия, задевающие интересы Украины". К тому же новый газопровод должен пройти по территории двух национальных парков и нанести ущерб экологии. В принципе Польша заинтересована в том, чтобы стать "транзитным государством", но предпочла бы, чтобы будущее нового газопровода решалось на международной конференции. Помимо геополитических претензий у Польши, есть еще и чисто финансовый повод для недовольства. Российско-польский договор 1993 года предусматривает строительство новой ветви Ямалского газопровода. Однако в Варшаве рассчитывали, что она пройдет параллельно ныне действующей, длина которой на польской территории составляет 700 км. Согласно новому проекту, протяженность обходной ветви составит всего 450 км, и транзитная плата окажется существенно ниже. К тому же правительство Польши кровно заинтересовано в участии в проекте государственной Польской нефтегазовой компании, которая владеет совместно с "Газпромом" компанией "Европол" (Газ Europol Gaz), оператором польского отрезка Ямалского газопровода.
Украине проект грозит более серьезными неприятностями, поскольку она теряет рычаг давления на Москву. До сих пор сохранялся определенный баланс: Украина зависит на 80% от российских нефти и газа, а Россия экспортирует нефть и газ в Европу в основном через ее территорию. Согласно прогнозам, в случае строительства обходного участка объем природного газа, проходящего через Украину сократится к 2005 году вдвое и составит 60 млрд. кубометров, а доходы от транзита уменьшатся на $1 млрд.
Киев надеется убедить консорциум отказаться от идеи строительства обходного участка, а вместо этого инвестировать в развитие украинской системы газопроводов. В октябре президент Кучма довел это предложение до сведения Владимира Путина. Украинский парламент, скорее всего, примет к концу года закон, позволяющий приватизацию 45% системы газопроводов. Закон призван убедить стороны, что украинская газопроводная сеть является для всех самым перспективным и прибыльным вариантом.
В Польше экономические интересы, скорее всего, возобладают над обидой и любовью к славянскому соседу. Варшава дала понять, что готова обсуждать новый проект, но предпочла бы, чтобы газопровод прошел через Центральную Польшу, что позволило бы обеспечить газом промышленно развитые районы и сберечь родную природу. Так что компромиссное решение возможно. По крайней мере, Виктор Христенко получил указание Путина начать с Польшей переговоры по поводу предложенного проекта.