Редакционный материал, Экономист, 29 октября 2000 г.
Позорные результаты позорных выборов в позорный парламент - иными словами, в Белоруссии без перемен. И это в то время, когда в пограничных Польше, Латвии и Литве, нацелившихся войти в ЕС уже через два года, власть мирно переходит от одних здравомыслящих политиков к другим. На фоне мытарств Белоруссии даже кондовая демократия в России кажется живой и игривой.
Нищета Белоруссии по-прежнему остается одним из препятствий для слияния с Россией. Российский президент Владимир Путин, может быть, и не прочь в принципе вернуть Белоруссию в свою вотчину, однако непонятно, насколько эксцентричный и неуравновешенный Александр Лукашенко содействует или мешает процессу.
Ранее в этом году белорусские власти пообещали международным организациям предоставить противникам Лукашенко возможность попытать счастья в честных выборах, предоставить им доступ к средствам массовой информации и безбоязненно заниматься своим делом. Посулили также изменить закон о выборах и расширить полномочия парламента. Ни одно из этих обещаний не было выполнено.
Закон о выборах позволил властям дисквалифицировать десятки независимых кандидатов и фальсифицировать результаты выборов. Все кандидаты действительно получили по несколько минут эфирного времени, но подконтрольные Лукашенко средства массовой информации обрушили на оппозиционеров шквал пропаганды, клеймя их фашистами, наркоманами, уголовниками, американскими марионетками и педиками. Эпитеты использовались в различных комбинациях. Так что не похоже, что новый парламент будет менее застенчивым и более независимым, чем предыдущий.
Как бы то ни было, большая часть оппозиции бойкотировала выборы. Такие международные организации, как ОБСЕ, Совет Европы (еще одна говорильня) и Европарламент - законодатель ЕС, - умерили свои амбиции и выступили в роли "технических наблюдателей". Они пришли к заключению, что выборы далеко не соответствовали минимальным требованиям минимальной прозрачности. Белоруссия заявила, что эти выводы сделаны под грубым давлением Америки.
Господин Лукашенко предсказывал, что на избирательные участки придет 70% избирателей. По официальным данным, к урнам явились всего 60%. Судя по официальным "непричесанным" сводкам, поступавшим вечером дня выборов, и хорошо документированным свидетельствам подтасовок, в выборах участвовало менее 45% процентов населения. То есть, по белорусским законам, они могли бы считаться недействительными.
Есть и другие признаки того, что железная хватка господина Лукашенко несколько ослабла. Послышался ропот среди ранее карманных официальных профсоюзов. Однако на сегодняшний день белорусский президент опять выкрутился, поправ общепризнанные законы демократии, и остался у власти. Оппозиция, лишившаяся ряда лидеров - одни считаются погибшими, другие отправились в изгнание, влачит жалкое существование. Критика со стороны Запада практически бессильна.
Теперь в центре внимания будут президентские выборы, которые состоятся в ноябре следующего года. Нынешние выборы - всего лишь репетиция. Белоруссии предстоит ответить на три важных вопроса. Во-первых, сможет ли оппозиция объединиться и выдвинуть лидера, действительно заслуживающего доверие, наподобие ранее никому не известного Воислава Коштуницы (Vojislav Kostunica)? Во-вторых, как отреагирует на это господин Лукашенко? И в-третьих, что Россия будет делать со своим западным соседом, от которого сплошные неприятности?
До сих пор оппозиция, рассеченная на протяжении многих лет на два лагеря, была слаба. С одной стороны - националисты, считающие борьбу со всем русским своей главной задачей. С другой - те, кому демократия и изгнание Лукашенко милее возрождения белорусского языка, на котором говорят в основном в глубинке. Этот раскол за последнее время несколько сгладился. По словам Андрея Санникова, одного из лидеров оппозиции, "даже либеральные демократы теперь выступают за независимость".
Грызня, однако, продолжается. Стороны обвиняют друг друга в связях с КГБ, сотрудничестве с властями и интригах с иностранцами. В довершение всего позиции Америки и Германии в отношении Белоруссии существенно расходятся. Представительство ОБСЕ в Минске, которое возглавляет немецкий дипломат Ганс-Джордж Вик (Hans-Georg Wieck), призывает к спокойствию и диалогу.
По его словам, единственный путь вперед - это переговоры. Некоторым такой подход кажется неоправданно мягким. Партия, которой из-за границы руководит диссидент со стажем Зенон Позняк, заявляет, что господин Вик "содействует оккупации Белоруссии и российской экспансии". Американские дипломаты и правозащитные организации придерживаются более жесткой линии, чем немцы. Некоторые рассматривают битву за демократию в Белоруссии как первую стычку в новой "холодной войне" с Россией.
Лукашенко, несмотря на растерянность и изоляцию, по-прежнему держит власть в своих руках и вполне может решить, что пришло время заворачивать гайки. Накануне выборов полиция совершила рейд по главным независимым издательствам. Случаи исчезновения людей, аресты, избиения могут участиться. Некоторые противники Лукашенко опасаются, что вместо президентских выборов будет введено чрезвычайное положение.
Самые ярые враги режима отважно предрекают Лукашенко "югославский конец". Минск, однако, - это не Белград. Народ здесь вялый, национальное чувство, а значит, и патриотизм - тусклы, оппозиция - значительно слабее. Растущая нищета делает людей угрюмыми, но пока продолжаются поставки дешевых российских энергоносителей, экономика не рухнет.
По словам известного белорусского социолога, попросившего не упоминать его имени, "жизнь такая же, как была во времена СССР - все важные решения принимаются в Москве". Путин пока ведет себя достаточно надменно. Что он в действительности думает по поводу российско-белорусского союза, с которым столько носились, остается тайной.
Официальные лица Белоруссии подчеркивают, что страна останется независимой даже после создания союза с Россией. Россия, отложившая введение единой валюты до 2005 года (т.е. на неопределенный срок), и так уже получила от Белоруссии почти все, что хотела: спорные полномочия в международной торговле оружием, базу на передовой для радаров и прослушивающих устройств, где в случае, если, скажем, НАТО захочет распространиться на Прибалтику, можно будет разместить дополнительные войска или ракеты.
По одной теории некоторые российские олигархи жаждут союза. Павел Бородин, официальный администратор слияния и бывший куратор кремлевского бизнеса, объявил о двухмиллиардном проекте строительства в Санкт-Петербурге комплекса, где разместится штаб-квартира союза. Тем не менее, до полнокровного слияния, с участием Лукашенко или без оного, пока еще далеко.