13 ноября в Гааге (Нидерланды) открылась 6-я международная конференция на высшем уровне по проблемам защиты климата на Земле. В ней принимают участие представители 180 государств. Планируется, что мероприятие продлится 12 дней. Эти две цифры свидетельствуют о том, сколь серьезный характер приобрела угроза климатических изменений на Земле для самого существования человечества.
В 1997 году в Киото (Япония) на последнем мероприятии подобного рода индустриально развитые государства, озабоченные обострением ситуации в этой сфере, подписали соответствующий документ. Они договорились снижать ежегодно в период до 2010 года выбросы в своих странах на 5% по отношению к базовому - 1990 году. Правда, уже тогда эксперты говорили, что этого недостаточно, и цифра должна составлять не менее 25%. Сегодня можно констатировать - киотский документ остался не более чем декларацией о добрых намерениях. За прошедшие три года атмосфера Земли продолжала загрязняться, причем более ударными темпами, чем 10 лет назад. Существующих квот на выброс придерживались лишь ФРГ, Великобритания и Люксембург. В то же время США, Канада и Австралия превысили свои квоты на 11-15%.
Участники гаагской конференции, по сути дела, вынуждены вновь возвращаться к выработке правил поведения государств в этой чрезвычайно деликатной для международного сообщества сферы. Между тем "Франкфуртер рундшау" пишет, что государства с развитой промышленностью вряд ли пойдут на реальные шаги в решении назревшей проблемы. Но даже в этом случае выход из ситуации можно найти, считает, например, участник конференции, один из руководителей немецкого ведомства по защите окружающей среды Рольф Сарторинс (Rolf Sartorins). По его словам, есть страны, для которых проблемы соблюдения квот на загрязнение атмосферы не существует. Он, в частности, указал на Россию. По мнению Сарторинса, кризисное состояние российской промышленности и связанное с этим заметное снижение уровня загрязнения атмосферы позволяет России продавать свою невостребованную часть квот странам, которые не могут уложиться в заданные рамки. Это можно было бы делать, считает чиновник, в форме продажи так называемых "эмиссионных талонов".