Только что завершившийся в швейцарском городе Локарно кинофестиваль преподнес Западу неожиданный и приятный сюрприз: ретроспективный показ 50 советских фильмов, снятых в 1926-1968 годах. Их демонстрацию организовали российский Госфильмофонд и швейцарский кинофонд Синематек сюисс (Cinematheque suisse). Многие из кинолент, пишет "Нойе цюрихер цайтунг", оставались до сих пор неизвестными для западного зрителя. Обращаясь к их содержанию, газета отмечает, что ,при всем его многообразии, через ленты красной нитью проходит их дидактический характер. Лишь в 60-х годах, с началом политической "оттепели", появились картины, несущие настроение авторов. Среди них - фильмы "Июльский дождь" режиссера Марлена Хуциева (Marlen Сhudsijew) и "Долгая счастливая жизнь" режиссера Геннадия Шпаликова (Gennadi Schpalikow). Ретроспектива, резюмирует газета, позволила по-новому взглянуть на советское киноискусство. С одной стороны, государство всячески пыталось направлять творческий процесс в русло идеологии. С другой, - ему удалось открыть большое число одаренных художников. При всей мелочности опеки со стороны властей каждому из них удавалось сохранять творческое своеобразие и свою узнаваемость.
Локарнский кинофестиваль не обошелся без недоразумений. Так, представители бывших советских республик - ныне независимые государства - высказали претензии в адрес Госфильмофонда, по их мнению, незаконно владеющего правами на киноленты, снимавшиеся в свое время на национальных киностудиях. Советский период в жизни республик - это-де всего-навсего преходящий исторический момент. Потому, мол, все киноленты должны быть возвращены на те киностудии, где они снимались.