На проходившей во Франкфурте выставке "Война на уничтожение - преступления вермахта 1941-1944" разразился нешуточный скандал. Восемь заслуженных профессоров истории в течение нескольких месяцев готовили выставку к открытию. Руководствуясь сугубо научными соображениями при отборе фотоматериала, они тем не менее включили в состав экспозиции несколько сомнительных фотографий. Это и послужило поводом для разгромной критики со стороны общественности. Историческая принадлежность фотографий к эпохе Вермахта была поставлена под сомнение. Организаторов выставки обвинили в том, что подписи под снимками не соответствуют истине. Была назначена комиссия для расследования допущенных ошибок. Критики отобрали десять фотографий, которые классифицировали как "неправильно подписанные". Они сомневались, а действительно ли изображенные на них тела убитых людей - это дело рук солдат Вермахта. Идентификационные подписи под фотографиями присылались из архивов, но как минимум на двух снимках, возможно, запечатлены жертвы советского НКВД. Являясь порождением тоталитарных идеологий-близнецов, события в принципе могли иметь место как в России, так и в Германии. На этот счет никто не может сказать ничего определенного. "Мы не сумеем за один год сделать то, что историческая наука не смогла выяснить за несколько десятилетий", - заявил один из членов комиссии. Тот факт, что налицо недобросовестная работа с историческими документами, неоспорим. Сегодня легкомысленное обращение с иллюстрациями встречается повсеместно, и в книгоиздательстве, и в СМИ. Даже сами историки нередко используют фотографии исключительно как наглядный материал, не задумываясь об их истинном происхождении.
В ходе проведенного расследования архивы подтвердили, что представленные на выставке снимки не были искусственно сфабрикованы, а действительно существовали именно в таком виде. Это снимает с организаторов выставки обвинение в умышленной фальсификации данных. Но от этого не легче. То, что при работе была допущена халатность, - предельно ясно. Решение комиссии было однозначным: в будущем необходимо более добросовестно работать с любыми историческими документами, в том числе и с фотоматериалом.
По мнению одного из организаторов выставки профессора Фридриха П. Каленберга (Friedrich P. Kahlenberg), скандал вряд ли ударит по авторитету Германии. Скорее, наоборот, послужит для всех поучительным примером. "Выставка получила большой общественный резонанс. Ее главное достоинство - огромная познавательность, особенно для людей из России и стран Восточной Европы. Во времена коммунистического прошлого они не получали достоверной информации. Зато теперь смогут по-новому взглянуть на свою историю".