Правительство ФРГ намеревается запретить импорт из стран Восточной Европы так называемой "грязной электроэнергии", вырабатываемой на атомных и угольных электростанциях. Первая попытка ограничить ее поставки была сделана в октябре этого года, когда федеральный министр экономики Вернер Мюллер (Werner Mueller) потребовал от немецких энергетиков пойти на ограничения "по собственной инициативе". Попытка оказалась неудачной из-за жесткого сопротивления энергетических компаний. Сегодня она получила новое развитие. Причем дело принимает серьезный оборот: министерство экономики внесло в нижнюю палату парламента - бундестаг - проект соответствующего дополнения к федеральному закону о топливно-энергетическом комплексе.
Получит проект депутатское "за" - и у рубильника, связывающего страну с энергетическими "кормильцами" из Восточной Европы, может в любой момент появиться правительственный чиновник и отключить его. Такая перспектива вполне может поставить под вопрос надежды российского монополиста РАО "ЕЭС России" выйти на западноевропейский энергетический рынок. Известно, что еще в январе 1999 года шеф РАО Анатолий Чубайс подписал в ФРГ ряд соглашений о поставках электроэнергии на предприятия Баварии. В марте того же года аналогичные соглашения появились уже на уровне правительств России, Германии и Австрии. Согласно документам Россия обязалась, начиная с 2001 года, поставлять ежегодно в эти страны в общей сложности по 5 млрд квт/ч электроэнергии. В ответ она рассчитывает на немецкие кредиты для реструктуризации угольной отрасли.
Свою настойчивость министерство экономики объясняет опасностью возможной переориентации энергетических компаний Германии с национальных энергетических ресурсов (прежде всего атомных станций) на импорт дешевой восточноевропейской энергии, которая-де к тому же не соответствуют немецким стандартам безопасности и защиты окружающей среды. Предполагается, однако, что в данном случае правительством движут скорее политические соображения. В Германии "правильное" манипулирование проблемами сохранения окружающей среды всегда давало немалые политические дивиденды. Достаточно сказать, что оно позволило местным "зеленым" оказаться на равных с немецкими партийными гигантами при формировании нынешнего федерального правительства.
Исполнительный директор союза немецких промышленников Ганс-Юрген Будде (Hans-Juergen Budde) считает, что либерализация электрорынка и снижение тарифов дает немецкой промышленности большие преимущества в конкурентной борьбе. Если "красно-зеленое" правительство, предупреждает он, ограничит импорт электроэнергии, под угрозой окажутся тысячи рабочих мест для бундесбюргеров. Надо сказать, что у сторонников новой законодательной инициативы есть надежный союзник в лице СДПГ. Так, пресс-секретарь фракции этой партии в бундестаге Фолькер Юнг (Volker Jung) вполне определенно заявил в интервью газете "Тагесшпигель" ("Tagesspiegel"), что красно-зеленые "не хотят дешевого, но грязного электричества".