Бывший политик, а ныне банкир Борис Федоров активно вмешивается в дела управления трех самых мощных российских компаний - Сбербанка, РАО "ЕЭС" и Газпрома. Сбербанк представляет собой наиболее толстый ломоть финансовой системы страны; благодаря РАО "ЕЭС" Россия в той или иной степени еще похожа на индустриальную страну; Газпром не дает россиянам замерзнуть в зимнюю стужу и обеспечивает экспортные доходы и налоговые поступления, которые спасают страну от банкротства.
По мнению журнала, все эти компании, кроме той важной роли, которую они играют в экономике, имеют еще одну общую черту - управляются они из рук вон плохо. Региональные отделения Сбербанка, в сущности, являются банкоматами, обслуживающими местные власти. Газпром и РАО "ЕЭС" торгуют энергоносителями себе в убыток (и во благо государства). Управляющие этих компаний распоряжаются ими, как собственными вотчинами. Они и в грош не ставят законы нравственности и морали, принятые в современном бизнесе. Газпром, например, перевел миллиарды долларов наличными и в форме активов на счета сомнительной и весьма прибыльной компании "Итера", которая, по общему мнению, непосредственно связана с руководством самого Газпрома. Глава РАО "ЕЭС" Анатолий Чубайс явно путает коммерческие и политические цели. Зачем ему иначе было покупать телекомпанию?
Господин Федоров представляет в совете директоров всех трех компаний интересы мелких акционеров и от их лица печется о прозрачности и открытости деловой активности. В этом он даже опережает правительство, которое больше волнует вопрос о смене благодетелей российского бизнеса, чем стиль управления. Тем временем репутация российского бизнеса в мире становится для страны серьезной проблемой. Отныне рейтинговое агентство Стандард энд Пурз (Standard & Poor's), к мнению которого прислушиваются крупнейшие мировые инвесторы, включает в число критериев, по которым оцениваются российские фирмы, цивилизованность их управления. ОЭСР (OECD) опубликовало новые правила поведения для фирм, действующих на территории России. Всемирный экономический форум, проводящий сессии для богатых и сильных, объявил, что российские олигархи, нарушающие кодекс приличия, более не будут в Давосе желанными гостями.
Однако эффективность действий Федорова и степень его личной заинтересованности вызывают вопросы. Он является основателем и главным акционером небольшого инвестиционного банка "Объединенная финансовая группа", который занимается бумагами Газпрома. Их два вида - депозитные свидетельства, которые продаются в Нью-Йорке, и местные акции, приобретать которые имеют право только россияне. Вторые стоят вдвое меньше первых. Одна из задач Федорова - создать единый класс акций. Мало кто сомневается, что информация об этом, а также о прочих затеях Газпрома, становится в первую очередь известна клиентам "Объединенной финансовой группы".
Федоров настойчиво это отрицает. Конечно, он представляет интересы клиентов своего банка, но при этом охотно делится информацией с внешними аналитиками и инвесторами (что правда), а его биржевые маклеры никакими привилегиями в этом отношении не пользуются (это доказать труднее). По словам Федорова, все эти слухи распускают злопыхатели, которые завидуют его успехам и независимости.
Последнее не вызывает сомнений. Независимый характер стоил ему карьеры политика, и даже лучшие друзья не считают его человеком, с которым можно работать в одной команде. Официальные посты Федоров занимал всего дважды - в 1993 году он был министром финансов, а в 1998 - возглавлял налоговую службу. По его собственным словам, для вялых российских реформаторов он слишком патриот, а для остальных - слишком ярый сторонник свободного рынка.
К российскому правящему классу Федоров относится с плохо скрываемым презрением. Недавно он выяснил, что его предки были настоящими польскими шляхтичами и владели настоящим гербом и имением, которое было подарено самим Петром Первым. В отличие от новых русских, которых влекут роскошные виллы и игорные дома, Федоров обожает газоны, парки в английском стиле и генеалогию.
Журнал отмечает, что положение, которое занимает Федоров, не дает ему реальной власти, но позволяет поднимать шум вокруг деятельности российских компаний, а громкий шум - лучший способ заставить политиков зашевелиться. Ни в одной из трех компаний мелкие акционеры не в состоянии своими силами вынудить управляющих играть по правилам. Это может сделать только государство, которому принадлежат контрольные пакеты Сбербанка и РАО "ЕЭС". Оно также является крупнейшим акционером Газпрома.
Старания Федорова начинают приносить свои плоды. Например, последний отчет Сбербанка, в отличие от всех предыдущих, действительно содержал некую осмысленную информацию; РАО пересмотрело планы поспешной продажи большой части мощностей; Газпром начал проводить регулярные заседания совета директоров.
Сейчас Федоров делает ставку на следующее заседание совета директоров, которое состоится в конце месяца. По его словам, оно станет экзаменом для проверки серьезности намерений государства. Если скандал вокруг "Итеры" достигнет размеров, при которых правительство будет вынуждено продолжить расследование, это будет серьезной победой Федорова. Однако в выигрыше он и его банк окажутся в любом случае - паблисити им будет обеспечено.