Гуру интеренет-экономики, советница президента Билла Клинтона (Bill Clinton) и глава Интернет-корпорации по назначению имен и цифр (ICANN) Эстер Дисон (Esther Dyson) последнее время активно работает в Восточной Европе и в России, где она инициировала капиталовложения в компанию программного обеспечения IBS. О своем пристрастии к России она поведала в интервью журналу "Ньюсуик" (Newsweek).
Ньюсуик: Почему такой интерес к России?
Э.Д.: Это все равно, что любовь или наркотики: меня влечет к России. Она похожа на Соединенные Штаты - большая и стоит того, чтобы привести ее в порядок. Это кое-что значит. Да и в культурном отношении русские похожи на американцев: они помешаны на политике. Например, когда я попадаю в Японию, у меня все время чувство, что я кого-то случайно оскорбила.
Ньюсуик: Может ли рынок интернета действительно помочь возродить российскую экономику?
Э.Д.: В те времена, когда я еще была оптимисткой, я бы сказала "несомненно", именно это я и говорю людям. Это будет не просто. Нельзя волшебным образом впрыгнуть в киберпространство. Однако предприниматели, занимающиеся интернетом, несут с собой не только технологии, но и представление о том, как вести дела. Они понимают, что такое прозрачность цен, что значит возможность задать вопрос и получить на него ответ. Если у вас есть интернет, эти новые концепции можно опробовать без особых затрат. Я думаю, что интернет дает России шанс. То, что есть хорошего в российской экономике, будет развиваться, а дурное постепенно сойдет на нет.
Ньюсуик: У русских есть необходимые навыки?
Э.Д.: Уровень образования в России высок, но огромное число талантливых людей не может реализовать свои способности в полной мере. Россия страдает не от недоразвитости коммерческого чутья, а от недостатка управленческих навыков. Капиталистом можно родиться, но менеджменту надо учиться.
Ньюсуик: Вы вкладываете деньги в несколько российских компаний. Хотя бы одна из них зарабатывает деньги?
Э.Д.: IBS получает прибыль. Все они - звезды российского рынка. Но я должна признать, что они - скорее исключение. Это российские компании и они работают честно. Это меня очень возбуждает.
Ньюсуик: Может ли интернет изменить местную культуру бизнеса или хотя бы стать альтернативой для тех, кто сыт по горло местной деловой практикой?
Э.Д.: Это важный момент. Россиянин, который собирается заняться банковскими операциями он-лайн, скорее свяжется с Ситибанк (Citibank), чем с каким-нибудь российским банком. Он-лайну можно доверять больше, чем местному окружению.
Ньюсуик: Какой вид помощи наиболее эффективен для России?
Э.Д.: Однажды я отправилась вместе с представителем правительства США в российское Министерство связи. Он пытался им объяснить, почему сокращение объема правительственного вмешательства полезно для экономики, и был уверен, что они все поймут и немедленно изменят политику. Но большинство людей не хочет меняться. Может быть они и хотят, чтобы страна была богатой и сильной, но больше всего их заботит собственное богатство и влияние.
Вообще хочется, чтобы рынок заработал. Хочется поддерживать иностранные инвестиции. Тем, кто имеет дело с Россией, нравится не отдавать деньги, а получать прибыль от капиталовложений. Прибыль может быть только, когда люди работают, товары производятся, а услуги пользуются спросом.
Ньюсуик: Что могут сделать для этого (западные) компании?
Э.Д.: Вкладывать деньги через корпоративные программы инвестирования в конкретных людей. Это гораздо эффективней, чем просто отдавать их неизвестно куда. Мне нравится схема, которую придумали Форд (Ford) и Дельта (Delta). Они вручили всем своим российским служащим компьютеры и дали выход в интернет. Для Соединенных Штатов это нормально, но в России было сделано впервые. Когда в Америке человеку дают автомобиль и компьютер, это значит: "Мы уважаем Вас как умного человека". В России, где все сдвинуты на воспитании детей, это значит: "Подумай о своих детях". Если сами сотрудники и не будут пользоваться интернетом, этим займутся их дети. В этом смысле компьютер - более осмысленное вложение, чем автомобиль.