Швейцарская газета "Нойе Цюрхер Цайтунг" ("Neue Zuercher Zeitung") публикует статью профессора гарвардского университета Йозефа С. Найе (Joseph S. Nye), посвященную окончанию холодной войны. 1989 год стал, по утверждению автора, переломным в истории XX века. Профессор считает, что холодная война сопоставима разве что со второй мировой, в результате которой на мировой политической арене также произошли коренные изменения, повлекшие за собой установление нового мирового порядка.
Главный вопрос, волнующий автора статьи, - насколько долго продлится новый европейский мир. Целое десятилетие прошло с тех пор, как упал "железный занавес". По мнению г-на Найе (Nye), сегодня Россия вряд ли будет навязывать бывшим союзникам по варшавскому блоку свою систему ценностей. Но в условиях неокрепшей российской демократии наибольшую опасность представляет именно российский национализм, получающий все новые силы для своего дальнейшего развития. "Если Россия преодолеет свою сегодняшнюю слабость, - пишет Найе,- она вновь может обратить внимание на Украину, Прибалтику и Восточную Европу. Тогда эпоха мира, наступившая после 1989 года, будет всего лишь короткой паузой в затяжном противостоянии России и Запада". Хотя такой вариант крайне маловероятен, автор статьи, тем не менее, советует учитывать и его.
Либеральные режимы не ведут войн друг с другом. Исходя из этого тезиса, некоторые политологи прогнозируют, что "демократизирующаяся" Россия всеми силами будет способствовать сохранению стабильности в мире. Но подобные прогнозы не вызывают особого доверия у г-на Найе (Nye). На его взгляд, все зависит от того, сможет ли российский Президент справиться с собственными политическими амбициями. Согласится ли он на место политика средней руки или же по-прежнему будет претендовать на роль супервласти.
"Для гордой оскорбленной страны действительно тяжело, - соглашается американский ученый, - спуститься на уровень Канады, если она уже однажды была Советским Союзом". Но мировое спокойствие напрямую зависит от того, впишется ли в предложенную модель внешнеполитическая доктрина России, или же развивающийся русский национализм поставит Запад перед новыми проблемами.