Представители фонда прибыли (в Москву) с надеждой на то, что они близки к утверждению новой программы финансовой поддержки России. Их заботило, что макроэкономическая перестройка может оказаться главным камнем преткновения. Делегация отбыла из Москвы после того, как выяснилось, что ей не удалось договориться с российским правительством даже о будущей макроэкономической политике.
Российская макроэкономическая ситуация должна была произвести хорошее впечатление (на миссию МВФ): курс рубля стабилен, резерв иностранной валюты увеличивается, валовой внутренний продукт растет быстро, бюджет 2001 года, в который заложен значительный профицит, легко проходит через парламент.
Препятствием (на переговорах) оказался медленный прогресс реструктуризации банковской системы и естественных монополий. По словам Ярослава Лисоволика, экономиста, работающего в московской брокерской конторе "Ренессанс капитал", "правительство столкнулось с противодействием крупных компаний, в результате чего его график проведения экономических реформ оказался нарушен".
В просочившемся ранее в прессу внутреннем докладе МВФ говорится, что банковская система "остается бомбой замедленного действия". Однако размер предоставляемых ссуд в последние месяцы растет, и компании получают определенный объем внешнего финансирования.
Представители МВФ утверждают, что нынешний высокий уровень цен на нефть делает допущения федерального бюджета на 2001 год даже слишком сдержанными, и баланс выплат в ближайшие месяцы останется позитивным. Того же мнения придерживаются многие российские аналитики и политики.
МВФ обеспокоен тем, что Центробанк (России) не обладает финансовыми инструментами, адекватными ситуации. В частности, имеется в виду его право выпускать облигации, которые могут "стерилизовать" рост ликвидности. Правительство, похоже, даже обсуждает увеличение расходов. В результате усилится давление на курс рубля, и возрастет инфляция, которая, по мнению независимых аналитиков, может достичь в следующем году 20%.
Без помощи МВФ - программа предполагает ассигнование России 1,8 млрд долл. - у Москвы остается мало шансов добиться от Парижского клуба реструктуризации долга. Это позволило бы России сэкономить 3 млрд долл. из 3,9 млрд долл., которые она должна выплатить в следующем году.