Два главных участника "холодной войны" вновь скрестили шпаги, на этот раз на Ближнем Востоке.
Министр обороны США Вильям Коуэн и министр иностранных дел России Игорь Иванов осуществляли поездки по региону, преследуя совершенно разные цели. Коуэн "кочевал" по государствам Персидского залива, пытаясь убедить их, что Ирак должен оставаться в изоляции. Иванов перелетал из страны в страну, неся диаметрально противоположную мысль - следует вернуть Ирак в международное сообщество. Коуэн во весь голос заявлял о необходимости существования свободных от полета зон и о возможности бомбардировок Ирака американскими и британскими ВВС; Иванов эти налеты осуждал. Коуэн вновь и вновь повторял, что санкции против Ирака не будут сняты до тех пор, пока страна не подчинится резолюциям ООН; Иванов не скрывал своего недовольства этими санкциями. Несомненно, произошло столкновение интересов двух бывших противников.
В течение последних примерно десяти лет Америка играла главенствующую роль в регионе. На фоне этого прорыв российской дипломатии является новым, хотя и не неожиданным событием. С тех пор как Владимира Путина избрали Президентом, российская внешняя политика стала более агрессивной, ее приоритеты стали более ясными, а география расширилась. Бывший Советский Союз активно участвовал в делах Ближнего Востока, однако после распада Союза Россия акцентировала внимание на своих ближайших соседях. В настоящее время положение дел меняется.
Происходит это в очень подходящее для России время. Два месяца насилия между Израилем и Палестинской автономией доказали необходимость вовлечения новых участников в процесс установления мира и вытеснения США с позиций единоличного лидера в регионе. Россия поддерживает хорошие отношения и с Израилем, и с Палестиной, а также с "антиамериканскими" Сирией, Ираком и Ираном. В силу всего этого она может сыграть конструктивную роль в регионе и восстановить баланс, нарушенный тем, что на Ближнем Востоке долгое время присутствовала лишь одна сверхдержава.