Россия готова сотрудничать с силами быстрого реагирования, создающимися в Европе. Противники создания вооруженных сил Евросоюза видят в этом еще один знак того, что данный проект может расколоть НАТО.
"Европейские вооруженные силы вбивают клин в отношения между Европой и Соединенными Штатами, а Россия пытается успеть на этот поезд", сказал Абрахам Ашкенази (Abraham Ashkenasi), профессор Берлинского Свободного Университета.
Европейские страны заявили на прошлой неделе, что они готовы создать свои вооруженные силы быстрого реагирования, не входящие в НАТО, которая в большой мере опирается на военную мощь США.
Агентство "Рейтер" (Reuters) передает, что министр иностранных дел России Игорь Иванов приветствовал создание новых сил, и заявил, что Россия "готова к конструктивному сотрудничеству с ними".
Глава МИД Германии Йошка Фишер (Joschka Fischer) после переговоров со своим российским коллегой назвал идею сотрудничества с Россией "интересным", приведя в качестве примера успешного взаимодействия миротворческую операцию в Косово.
По мнению профессора Ашкенази, интерес России к Европейским вооруженным силам возник как раз в то время, когда в США никак не определится, кто же будет будущим президентом.
Ашкенази вспомнил, что когда в США в 1960 году была сходная ситуация на президентских выборах, Москва не замедлила преподнести суровое испытание новому президенту, Джону Кеннеди (John Kennedy), инициировав Кубинский ракетный кризис.
Эксперт по России при Берлинской внешнеполитической ассоциации Александр Раар (Alexander Rahr) сказал, что совершенно четко просматривалось стремление Москвы к диалогу с Европой без НАТО, но добавил, что подобные взаимоотношения не нанесут ущерба Северо-атлантическому альянсу.
По словам Раара, НАТО в любом случае будет сильнее европейских сил, по крайней мере, в ближайшие 10-20 лет.
Тем не менее, российские предложения о сотрудничестве скорее всего заострят дискуссию о Европейских силах в Вашингтоне.
В течение многих лет американские политики призывали Европу прилагать больше усилий для укрепления собственной безопасности. В то же время многие из них боятся ослабления влияния США в европейских миротворческих операциях.