Сокращенный перевод
Один из самых тяжелых клиентов
<┘> Из 26 стран, где сейчас идут преобразования, и куда ЕБРР инвестирует свои средства последние девять лет, Россия считается самым крупным и самым сложным клиентом. Более 3,6 млрд. евро, или 20% всех средств, банк вложил в российскую экономику. При этом в центре внимания находились малые и средние предприятия, энергетические проекты, а также банковский сектор. В прошлом году, после финансового кризиса августа 1998 года, объем кредитов банка уменьшился на 220 млн. евро. "Кризис оказался сильным шоком для большинства инвесторов",- говорит Джин Лемьер. Сегодня президент ЕБРР<┘> смотрит на Россию с оптимизмом. "Из России идут хорошие сигналы", - подчеркивает он. Чувствуются признаки того, что она выкарабкивается из пропасти. По мнению Лемьера, прогнозируемый на этот год рост экономики на 6,5%, растущее промышленное производство, а также высокие цены на нефть, достигающие более 30 долларов США за баррель, дают стране, богатой сырьевыми ресурсами, хорошие шансы для дальнейшего развития. Он думает, что правительство вместе с новым президентом Владимиром Путиным используют этот шанс. Учитывая это, ЕБРР намерен и в дальнейшем поддерживать этот процесс. В текущем году банк предположительно инвестирует в Россию 700 млн. евро, а будущем году, как хотел бы того Лемьер, эта сумма должна составить 1 млрд. евро.
Относительный экономический подъем, избрание нового президента стали для ЕБРР поводом для разработки нового документа - "Стратегия для Российской Федерации". Недавно он был опубликован. Лемьер перечисляет некоторые направления, которым банк в будущем будет уделять особое внимание - это корпоративность управления, банковский сектор, а также малые и средние предприятия. В главе "Извлеченные уроки" констатируется, что некоторые проекты продвинулись не в той степени, в которой этого ожидало руководство банка. Вкладывать средства в российскую экономику оказалось гораздо сложнее, чем предполагалось ранее. ЕБРР, например, не удалось усилить свое влияние в банковском секторе.
"Банковская система занимает ключевые позиции", - говорит Лемьер. По его словам, большинство банков в России имеют хорошую ликвидность, тем не менее, добиться среднесрочного или долгосрочного финансирования больших проектов очень тяжело. В связи с этим ЕБРР еще в 1994 году создал специальный фонд для поддержки малых и средних предприятий. С тех пор ЕБРР предоставил российским банкам для поддержки проектов таких предприятий кредиты на общую сумму свыше 470 млн. евро. Кроме того, банк планирует инвестировать 150 млн. евро в нефтяную компанию Лукойл и 250 млн. евро - в Газпром. Впрочем, этот вопрос пока остается до конца нерешенным. Как и другие концерны России, Лукойл имеет непрозрачную структуру, отсутствует транспарентность. А именно этого требуют документы ЕБРР, в том числе и его новая стратегии в отношении России. Несмотря на критические высказывания, Лемьер тем не менее убежден, что именно такие великаны как Лукойл и Газпром нуждаются в международной финансовой поддержке. "Банк, благодаря своему авторитету, может способствовать повышению транспарентности и улучшению корпоративности в управлении обоих предприятий", - говорит он. "Невозможно, сказать нет", - говорит он, как бы давая этими словами повод для размышлений. Никто не ожидает, что ЕБРР уйдет из России только потому, что деятельность какого-то предприятия не соответствует требованиям банка.
Проблемы правовой системой
Другой существенный фактор как для ЕБРР, так и для других инвесторов, - правовая система. Она в России, как и прежде, функционирует неверно. "Важно, чтобы законы были одинаковы для всей страны и также одинаково применялись", - говорит Лемьер. Поэтому он убежден, что Путин, проводя управленческую реформу, находится на правильном пути. "Я бы не хотел утверждать, что Россия нуждается в сильном центре", подчеркивает президент. "Я думаю, важно, чтобы в стране были согласие и гармония". Но сейчас пока рано говорить об итогах.
Президент ЕБРР, совершивший в октябре свой первый визит в Москву, критикует медлительность в реформировании банковского сектора, но говорит о хорошем впечатлении, например, от премьера Михаила Касьянова и председателя Центрального банка России Виктора Геращенко. Он уверен, что есть воля к продолжению реформ. Поэтому для него важно продолжить работу в России.
перевод: Владимир Синица