Встречи на высшем уровне Содружества Независимых Государств (СНГ) больше не воспринимаются по-настоящему серьезно. Для этого есть основания. СНГ не является содружеством, несмотря на свое название. О его независимости заботятся десять государств, но отнюдь не Россия. Исключение, быть может, составляет Белоруссия. В остальных девяти государствах господствующие круги встревожены великодержавным тщеславием Москвы, а также мыслями о сильном государстве Владимира Путина, что не высказывается вслух, но подразумевается.
Поведение российской делегации на последней встрече министров иностранных дел стран-членов ОБСЕ наглядно проиллюстрировало кое-что представленным там странам СНГ, как и всей остальной Европе. В частности, в ситуации, связанной с чеченской проблемой. Россия больше не желает говорить о Чечне и собирается спокойно продолжать свою войну на уничтожение. Также сама же она хочет решать, как скоро выведет свои войска из Грузии, вопреки ранее достигнутому консенсусу по этому вопросу. Еще одно серьезное основание для беспокойства лидеров СНГ - решительность России оставаться державой, каковой однажды уже был Советский Союз. Но другие страны СНГ, отнесенные Москвой в разряд "ближнего зарубежья", не хотят мириться с сужением своих вновь обретенных прав. Они хотят равноправия.
Узбек Ислам Каримов дал понять в Минске, чего не хватает СНГ: честного экономического сотрудничества. В этом - ключ решения всех проблем. Экономика стран СНГ тянет за собой старый груз советского централизма. Пока положение не изменится, саммиты СНГ будут оставаться такими, каким последний из них был в Минске: лишь опытными образцами.
Перевод: Владимир Синица