Владимир Путин никогда не делал вид, что стремится понравиться Западу. В первый год своего пребывания на посту Президента России он страстно обличал НАТО за интервенцию в Югославии; приводил в бешенство западных дипломатов, ублажая таких тиранов, как Слободан Милошевич и Саддам Хуссейн; командовал безжалостной войной в Чечне; отказывался изменить свое отрицательное отношение к планам США в области противоракетной обороны.
Путин, ведя непринужденные беседы с европейскими лидерами и сигнализируя о своей готовности обуздать российский милитаризм, завоевал также репутацию человека, с которым Европа может вести дела. Совсем недавно помощники Путина возвестили о потенциальной готовности России установить партнерские отношения с новыми силами быстрого реагирования Европейского союза. Короче, Путин ясно дал понять, что в международных делах его страна будет действовать самостоятельно.
В последнее время эта нарочитая самостоятельность начинает походить на сознательный вызов. На прошлой неделе правительство в Москве заставило в очередной раз вздрогнуть западные столицы, заявив о том, что выходит из соглашения от 1995 года, подписанного вице-президентом США Элом Гором и тогдашним премьер-министром России Виктором Черномырдиным.
По этому соглашению Россия взяла на себя обязательство к 31 декабря 1999 года прекратить продажу оружия Ирану. Соглашением также предусматривалось, что на Россию не будут распространяться санкции за любые ранее осуществленные поставки вооружений Ирану и другим государствам, которые США считают спонсорами терроризма.
Американские официальные лица прилагают усилия к тому, чтобы принизить значимость нарушения Россией данного соглашения, однако и их поразила откровенная наглость этого шага. На прошлой неделе администрация Клинтона направила в Москву своих представителей, чтобы получить разъяснения. Эмиссарам Вашингтона не понравится то, что они там услышат.
Русские утверждают, что упущенная выгода от торговли оружием в связи с соглашением от 1995 года составила 5 млрд. долл. США, или свыше 10% бюджета страны на будущий год. Но Москва с самого начала нарушала свои обязательства по данному соглашению: она продолжала поставлять Ирану боевые реактивные самолеты МиГ-29 и Су-24, танки Т-72С и бронетранспортеры, а также передала ему три подводные лодки типа "Кило" (по классификации НАТО - прим. пер.). Россия расширила перечень поставляемых Ирану систем оружия, включив в него вертолеты, зенитные ракетные комплексы С-300, а также сборочные линии для выпуска танков и самолетов новых типов в дополнение к тем сборочным производствам, которые были поставлены в 90-х годах.
Но проблема выходит далеко за рамки денежных сумм. В последние несколько месяцев Россия заключила новые соглашения о поставках оружия - одного из немногих российских товаров, который пользуется спросом в мире - в те страны, с которыми Москва, по ее убеждению, сможет создать редут против распространения американской мощи. Москва уже продает Китаю оружие на сумму 1 млрд. долл. США ежегодно; в октябре правительство подписало соглашение на сумму 3 млрд. долл. США с Индией, которое одна московская ежедневная газета превозносит как "фактический геополитический альянс России, Ирана и Индии┘ в интересах противодействия влиянию США в регионе".
Еще большую озабоченность вызывает готовность России оказывать помощь дестабилизирующим режимам, которые США хотели бы изолировать. В июле прошлого года Россия продала Ливии военное оборудование на сумму 100 млн. долл. США. Москва утверждает, что из-за санкций ООН против Ирака она недополучила 30 млрд. долл. США от продажи оружия и нефти. Поэтому Москва приветствовала недавнее сокращение международной базы в поддержку сохранения эмбарго. В случае, если санкции против Ирака будут отменены, Россия надеется установить свой контроль над поставками иракской нефти на мировые рынки и продавать больше оружия Саддаму Хуссейну. На состоявшейся на прошлой неделе в Москве встрече между заместителем премьер-министра Ирака Тариком Азизом и премьер-министром России Игорем Ивановым главное внимание было уделено как раз выработке такого соглашения.
Отказ России от соглашения, запрещающего продажу оружия Ирану, угрожает не только дестабилизировать обстановку на Ближнем Востоке, но также навредить интересам самой России. Правительство в Москве настойчиво стремится к расширению своей роли в процессе мирного урегулирования ближневосточного кризиса и к снижению американского влияния в регионе.
В прошлом месяце Путин организовал телефонные переговоры между палестинским лидером Ясиром Арафатом и израильским премьер-министром Эхудом Бараком. Вскоре после этого израильский министр иностранных дел Шломо Бен-Ами объявил о своем намерении приехать в Москву для обсуждения возможного участия России в израильско-палестинских переговорах. Но, услышав о планах Москвы возобновить продажу оружия Ирану, Бен-Ами отложил свой визит. И для этого имелись все основания, ибо дипломатическое потворство Москве было бы политическим самоубийством для любого официального лица Израиля, учитывая, что правящий режим Ирана поддерживает палестинских экстремистов.
Правительство Путина оправдывает свое решение возобновить продажу оружия Ирану тем, что берет на себя обязательство не помогать Ирану в якобы осуществляемых им программах разработки оружия массового поражения. Но на прошлой неделе Министерство по атомной энергии России официально подтвердило, что Россия к 2003 году построит второй ядерный реактор на заводе Бушер в Иране. "Реакторы на заводе Бушер могут быть использованы для выработки оружейного плутония", - утверждает Владимир Кузнецов, директор программы ядерной безопасности организации "Грин Кросс Интернэшенл" (экологическая организация, возглавляемая Михаилом Горбачевым).
Кремль оправдывает свою помощь Ирану недавними шагами иранского правительства в направлении либерализации. Но умудренные опытом российские эксперты полагают, что Москва слишком рано награждает Иран. Научный сотрудник Московского центра Карнеги Алексей Малашенко утверждает, что проданное Ирану российское оружие неизбежно попадет в руки исламских радикалов, включая и воюющих в Чечне, которых Путин поклялся уничтожить. "В мировоззрении Путина и его соратников, в прошлом оперативных работников КГБ СССР, сказывается недостаток политического опыта, - говорит Малашенко. - За тактическим выигрышем они не способны увидеть стратегический проигрыш". Как результат близорукости Москвы Запад сегодня также теряет свои позиции.
Перевод: Виктор Федотов