Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
"Radio Free Europe" (Чехия): "Москва по-прежнему рассматривается как угроза стабильности на юге Кавказа"

"Radio Free Europe" (Чехия): "Москва по-прежнему рассматривается как угроза стабильности на юге Кавказа"

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В соответствии с широко распространенным мнением, политика России в отношении Южного Кавказа в течение многих лет была хаотичной, что подрывало отношения Москвы с независимыми государствами региона. Со вступлением в должность Президента России Владимира Путина мало что изменилось.

В марте с.г., когда Владимир Путин официально сменил Бориса Ельцина на посту Президента России, многие наблюдатели полагали, что Россия наконец-то станет проводить более целенаправленную политику в отношении 11 республик бывшего Советского Союза, входящих в Содружество Независимых Государств (СНГ). Особое внимание привлекал Южно-Кавказский регион, который с 1991 года является яблоком раздора в отношениях между Россией, США, Турцией и Ираном.

Долгие годы политика России на Кавказе характеризовалась хаотичным процессом принятия решений. Результатом этого стало ухудшение отношений Москвы с двумя странами региона, которым покровительствует Запад.

Богатые запасы углеводородсодержащих природных ископаемых в Азербайджане возбуждают аппетит некоторых крупнейших мировых нефтяных корпораций, а соседняя Грузия рассчитывает на солидные прибыли от транзита азербайджанской сырой нефти через ее черноморские терминалы. Но руководители обеих стран считают, что главным препятствием для процветания их стран и политической стабильности в регионе остается Россия.

Сильвия Серрано является научным сотрудником Обсерватории постсоветских государств в Париже. Она отмечает, что обстановка в регионе за последний год изменилась, отчасти потому, что Грузия и Азербайджан еще теснее привязываются к Западу, а отчасти потому, что внешняя политика России стала теперь более централизованной. Но, говорит она, несмотря на то, что сегодняшняя внешняя политика сосредоточена в Кремле, Россия до сего времени не имеет долгосрочных целей на Южном Кавказе.

"Г-н Путин при вступлении в должность провозгласил, что восстановит имидж России как великой державы. Разумеется, реинтеграция Кавказа в сферу российского влияния согласуется с этой целью. Но данный политический курс основывается скорее на риторике, нежели на точно очерченных целях. Зачем России нужен Кавказ? Какую цену она готова платить? Что Россия собирается делать с Кавказом? Я думаю, эти вопросы пока еще не нашли ответов (в России)".

Г-жа Серрано также утверждает, что, как и при Ельцине, Россия при Путине все еще рассматривает нестабильность в регионе как благо для своей внешней политики. Руководители как Грузии, так и Азербайджана заявляют, что в прошлом Москва имела намерение силой удалить их с политической сцены. Грузинский президент Эдуард Шеварднадзе дважды становился объектом нападений убийц, которые были подосланы, как он утверждает, его политическими противниками, пользующимися поддержкой Москвы. Азербайджанский президент Гейдар Алиев обвиняет Россию в том, что она стоит за серией неудавшихся попыток государственного переворота с целью отстранения его от власти.

И г-н Шеварднадзе, и г-н Алиев также утверждают, что Москва оказывает политическую, финансовую и военную поддержку сепаратистским движениям в грузинской Южной Осетии и Абхазии и в азербайджанском анклаве этнических армян в Нагорном Карабахе. Россия и Армения неоднократно отвергали обвинения в том, что они поддерживают какие-либо сепаратистские группировки в этом регионе.

Некоторые российские, а также и западные аналитики также считают, что г-н Путин не заинтересован в стабильности в данном регионе. Дмитрий Фурман, научный сотрудник Института Европы Российской академии наук, описывает сегодняшнюю ситуацию на юге Кавказа как "напряженную, как всегда". Он заявляет, что у Кремля есть несколько инструментов влияния на эту ситуацию.

"Мы могли бы влиять на ситуацию многими способами. Другой вопрос: в каком направлении мы хотим изменять ситуацию? Что нам нужно? Нам это в действительности не ясно. Однако у нас есть очень широкий диапазон возможностей достичь конкретных целей".

По мнению г-на Фурмана, Россия располагает несколькими вариантами действий в целях дальнейшей дестабилизации обстановки в регионе. Один из вариантов предусматривает возобновление поставок оружия Армении и Азербайджану, которые в последние 12 лет завязли в вооруженном противоборстве из-за Нагорного Карабаха. Другой возможный вариант заключается в том, чтобы привести к власти в Азербайджане бывшего президента страны Аяза Муталибова, бежавшего в Россию в 1991 году. Россия могла бы также раздувать сепаратистские настроения среди 170-тысячного этнического меньшинства лезгинов, проживающих в северо-восточной части Азербайджана, вблизи границы с Россией. Наконец, говорит г-н Фурман, Кремль мог бы решить ввести визовый режим для азербайджанцев, выезжающих в Россию.

На прошлой неделе Россия ввела визовый режим для большинства граждан Грузии. Якобы это было сделано для того, чтобы помешать переходить границу чеченским боевикам, которые, по утверждению Москвы, скрываются в Грузии. Но многие аналитики расценивают этот шаг Москвы как часть более широкой кампании принуждения президента Грузии Шеварднадзе к проведению более уступчивой политики.

Визовый режим не распространяется на сепаратистов в Абхазии и Южной Осетии, которые, по утверждению Тбилиси, получают регулярную помощь из Москвы. Но он серьезно отразится на 600-тысячной грузинской диаспоре, которая в настоящее время проживает в России. Он также может иметь неприятные последствия для г-на Шеварднадзе, ибо затрудняет тысячам грузин, не могущих найти работу дома, поиск заработков в России.

Россия также слишком медленно, с точки зрения Тбилиси, выводит войска с двух из четырех своих военных баз в Грузии. Вывод войск с военных баз Гудаута и Вазиани уже начался и должен быть завершен к середине следующего года. Но переговоры о судьбе военных баз Ахалкалаки и Батуми пока не начаты.

Русские хотели бы сохранить базу Гудаута в Абхазии и превратить ее в центр отдыха для своих солдат. Москва с большой неохотой согласилась уйти с этой базы после того, как Грузия в прошлом году заявила, что не станет больше делить с Россией ее военные квоты, предусмотренные Договором об обычных вооруженных силах и вооружениях в Европе от 1990 года.

Попытки Грузии сблизиться с Западом также являются для России постоянным источником раздражений. Г-н Шеварднадзе, открыто критикующий СНГ, заявил, что намерен вскоре начать переговоры о вступлении Грузии в НАТО. В опубликованном на прошлой неделе интервью ежедневной газете российских Вооруженных сил "Красная Звезда" посол Грузии в Москве Зураб Абашидзе разъяснил позицию своей страны в отношении России в следующих выражениях: "Одного моего друга спросили: "В какой мере Грузия склоняется в сторону Запада?" Тот ответил: "Ровно в такой, в какой ее подталкивает Россия". Не знаю, насколько это соответствует действительности, но рассматривать данную проблему следует именно с такой точки зрения".

Бывший советский дипломат Вафа Кулузадэ много лет был в Баку внешнеполитическим советником президента Азербайджана Гейдара Алиева. Являясь ярым критиком России, он полагает, что Азербайджану также следует постучаться в дверь НАТО.

"Я неоднократно говорил, что нам следует разрешить НАТО разместить свои базы в регионе и что мы должны крепить военное сотрудничество с НАТО. Эдуард Шеварднадзе тоже разделял мое мнение. Но никто нас не слушал. Мы беспомощны, мы беспомощны. И давление на нас возрастает. Чем это закончится, покажет только будущее. Вступление в НАТО не является антироссийским шагом. Это путь к безопасности".

Все согласны, что мирное соглашение между Арменией и Азербайджаном по Нагорному Карабаху является ключом к региональной стабильности. Расположенный в центральной части Азербайджана, но населенный преимущественно этническими армянами анклав объявил о своей независимости от Баку в 1988 году.

В результате была развязана 6-летняя война, в которой погибли 15 000 человек, а примерно 800 тысяч азербайджанцев были вынуждены бежать из Армении, Нагорного Карабаха и еще шести прилегающих к нему районов. Несмотря на перемирие 1994 года, переговоры об окончательном урегулировании проблем Нагорного Карабаха зашли в тупик, и сегодня пятая часть территории Азербайджана (Нагорный Карабах и еще шесть районов) остается оккупированной Арменией.

США, Россия и Европейский союз, под эгидой Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, предприняли шаги в направлении заключения мирного соглашения по Нагорному Карабаху. Однако аналитики утверждают, что обстановка на линии прекращения огня остается весьма взрывоопасной.

Г-н Кулузадэ, лично участвовавший в мирных переговорах в составе делегации Азербайджана, опасается, что Россия может в любой момент вновь раздуть конфликт. Российский аналитик г-н Фурман также не верит, что вскоре может быть подписано мирное соглашение по Нагорному Карабаху. Он говорит: "Наиболее вероятно, что нынешняя ситуация - ни войны, ни мира - останется неизменной".

Перевод: Виктор Федотов