Через девять лет после резкого обрыва торговых отношений между Кубой Фиделя Кастро и тогдашним Советским Союзом под кубинским солнцем ржавчиной покрылись техника, тысячи автомобилей "Лада" с пометкой "Сделано в СССР" и промышленных объектов. Вместе с ними "заржавели" также и политические отношения между Москвой и Гаваной. Дружба дала трещину при Михаиле Горбачеве, когда Кастро посчитал "перестройку" и "гласность" непригодными для социализма в тропиках. При Борисе Ельцине, которого постаревший лидер называл "предателем" и "капиталистом", отношения между двумя странами почти и вовсе прекратились. Владимир Путин - человек, который должен своим визитом на Кубу "снять налет коррозии" с российско-кубинских отношений и попытаться дать им возможность пережить вторую весну. Шансы выглядят неплохо. В конце концов, Кастро и Путина объединяют борьба против однополярного мирового порядка, стремление к построению сильного государства <┘>.
В центре внимания в ходе двухдневного визита были прежде всего вопросы активизации торговых отношений. Еще в 1991 году их объем составлял 3,6 млрд долларов США (4 млрд евро). В 1992 году он сократился до 500 млн долларов США, а в прошлом году достиг уровня 860 млн долларов США. Обе стороны заинтересованы в завершении трех престижных проектов, начатых еще Советским Союзом и позднее замороженных. Речь идет о никелевом промышленном комплексе в Лас-Карамариокасе, крупном нефтеперерабатывающем заводе в Сьенфуэгосе, а также атомной электростанции в Юрагуа, реактор которой готов уже на 80%. Завершение строительства атомной электростанции (оно начато в 1980 году) могло бы освободить Кубу от необходимости импортировать нефть и позволило бы стране покрывать потребности в энергии своими силами. До сих пор проект оставался нереализованным из-за отсутствия партнеров. Особенно препятствовал его реализации Вашингтон, который опасается появления нового Чернобыля в Карибском бассейне.
На Кубе Путин впервые ступил на латиноамериканскую землю. Визит на "сахарный остров" должен, как надеются стратеги Кремля, дать старт российской экспансии в страны Латинской Америки. Москва утверждает, что визит Путина на Кубу не был провокацией по отношению к США. Но вряд ли является чистой случайностью, что он состоялся в обстановке хаоса, царившей после президентских выборов в США.
К тому же визит Путина дает представление о будущих приоритетах российской внешней политики. Во-первых, Москва стремится к тесному сотрудничеству с Западом и одновременно печется об активизации контактов с так называемыми "государствами-мошенниками", такими, как Северная Корея, Ирак, Ливия или та же Куба. Куба может вновь стать русским "непотопляемым авианосцем" в Латинской Америке, правда, на этот раз следующим уже не идеологическим, а экономическим курсом. С этого плацдарма можно было бы обслуживать рынки в Латинской Америке. Таким образом, новые взаимовыгодные отношения между Москвой и Гаваной вполне возможны. На них не будет идеологических пут, а в их основу ляжет американский доллар.
Перевод: Владимир Синица