У профессора Андреаса Каппелера, заведующего кафедрой восточноевропейской истории в Венском университете, нет никаких сомнений, что "Россия является европейской страной". Своим докладом Каппелер открыл конференцию по теме "Россия и Европа", которая проходила в министерстве науки в Вене.
Для обоснования своего главного тезиса он привел пять аргументов. Европа, по его словам, с античных времен была биполярной. Всегда существовало два полюса европейской цивилизации, оказывавших друг на друга влияние и имевших многогранные связи. Специфический вклад России в европейскую мысль простирается от Толстого до анархизма, от Достоевского до аграрного социализма, от Брежнева до общества советского образца.
Историю и современное состояние европейской системы государств можно понять, лишь только учитывая фактор России. Россия всегда играла в европейской концепции власти важную роль, большую или меньшую в зависимости от эпохи. В то время, как на Востоке доминировал образ "агрессивной России", русских преследовал образ "агрессивного Запада". Для таких представлений у них были основания: непрекращающиеся нападения врага на их страну, начиная от крестоносцев и кончая Гитлером.
Россия является европейской страной и по своей внутренней структуре, хотя Каппелер подчеркивает, что наследие всемогущего московского государства Россия отличается от наследия остальной Европы. Западные представления о России концентрируются на аполитичных и деспотических элементах государственной структуры, однако в них не учитываются элементы независимости, кроющиеся под поверхностью государственного всесилия.
Высокоразвитая европейская культура, будь это литература, музыка, живопись, театр или киноискусство, немыслима без вклада России. "В отличие от существующих представлений о политической обособленности России, Запад, - отмечает Каппелер, - никогда не говорит о ее культурном обособлении. Толстого или Чайковского он воспринимает как европейцев, но не Ивана Грозного или Ленина".
Заблуждения, насилие и несправедливость являются точно такими же составными элементами европейской истории, как и права человека, демократия и правовое государство. Большевизм, согласно Каппелеру, был европейской идеологией, а практика государственного строительства в эпоху Сталина не дает повода классифицировать ее как "азиатскую". Сталинизм и национал-социализм - два феномена, имеющие европейское происхождение. Оттуда же берут начало корни советского террора, вобравшего в себя веру в прогресс и национализм.
В период, когда на повестке дня стоит вопрос о расширении ЕС на Восток, необходимо как следует подумать о вкладе России в развитие Европы, предлагает Каппелер. Этот большой проект, по его словам, должен пониматься как синтез отношений между Востоком и Западом.
Отсталость России в своем развитии от Европы, о чем заведующий кафедрой тоже говорил, нашла свое практическое проявление непосредственно на конференции. Так, представленные российской стороной переводы документов оказались негодными по своему качеству.
Перевод: Владимир Синица