Сегодня, как никогда, становится ясно, что стратегическое партнерство между Россией и Украиной - не более чем пустая фраза. Вместо того чтобы решительно разобраться с накопившимися проблемами, Киев, как и прежде, продолжает жить за счет Москвы, не расплачиваясь за поставки российского газа. Президент России Путин намерен с этим покончить. Киев должен хорошо поработать, чтобы заслужить доверие России в качестве надежного экономического партнера.
Для некоторых горячих голов среди депутатов Верховной Рады это было, по-видимому, не более чем выпусканием пара, когда представители центра и правых сил, имеющих парламентское большинство, подготовили в адрес российских коллег послание, выдержанное в крайне резких тонах. В нем украинские парламентарии обвиняли Москву в стремлении проводить внешнюю политику, манипулируя отношениями с Украиной, причем нецивилизованными и недемократическими методами, такими, как вмешательство во внутренние дела Киева, оказание политического и экономического давления. Предметом негодования был прежде всего энергетический концерн "Газпром", находящийся под государственным контролем. Депутаты расценили его жалобы по поводу украинских долгов за поставки российского газа как попытку добиться контроля над газораспределительной сетью и предприятиями Украины. В итоге на карту была поставлена судьба стратегического партнерства, о котором говорится в договоре о дружбе между двумя государствами.
Эмансипация, но с оговорками
Тон, взятый Верховной Радой, оказался слишком резким. Проект послания был передан для корректировки в парламентский комитет по международным вопросам. С тех пор царит молчание, хотя в российской политике происходят изменения, которые не могут не коснуться Украины. Киев просто вынужден ревизовать свою политику, чтобы в итоге не проиграть Москве в стратегическом плане. С момента развала Советского Союза жалобы, ссоры и противоречия в отношениях между Киевом и Москвой стали почти обычным явлением. Сначала они объяснялись прежде всего неспособностью, а частью - нежеланием России признавать то обстоятельство, что независимость, полученная Украиной, означает для нее, в первую очередь, независимость от Кремля. "Договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве", подписанный в 1997 году, расставил все по своим местам. Он зафиксировал признание обеими сторонами территориальной целостности и неприкосновенности границ и тем самым позволил Киеву больше не опасаться возможных территориальных претензий со стороны Москвы.
Однако на деле эмансипация Украины оказалась условной. Страна хотя и пыталась, и пытается, где это возможно, конкурировать с Россией, но она не могла и не может противостоять соблазну использовать в своих интересах готовность Москвы к экономическому сотрудничеству.
Директор независимого Украинского центра экономических и политических исследований Гриценко приводит некоторые результаты опроса среди российских экспертов в области политики и экономики. Опрос проводился в начале этого года совместно с Российским центром открытой политики. Согласно опросу 84% респондентов высказали тревогу в связи с активизацией сотрудничества Украины с НАТО, а также по поводу проблемы Черноморского флота, дислоцирующегося в Севастополе. 80% опрошенных проявили такую же тревогу, связанную с проблемами охраны общей для двух стран границы и статусом русского языка в Украине. По мнению Гриценко, за всем этим стоят не столь уж и неразрешимые проблемы. В любом случае они периодически возникают, чтобы вновь исчезнуть из повестки дня.
Севастополь, язык, НАТО
Соответствующими соглашениями основательно урегулирован статус, район дислокации и продолжительность пребывания Черноморского флота в территориальных водах Украины. Что лишает Киев покоя, так это опасения быть втянутым против своей воли в конфликты в том случае, если Россия вознамерится применить свой флот. Вполне разрешимой согласно Гриценко является и проблема контроля за общей для обеих стран границей. Над этим сейчас интенсивно работают обе стороны. Что касается статуса русского языка, то украинские эксперты едины в том, что это надуманная проблема. Достаточно сказать, что в Украине работает около 5 тыс. школ, где преподавание ведется на русском языке. К тому же далеко не все высшие учебные заведения перешли на украинский язык. В значительной мере русскоязычным остаются книжный рынок и рынок средств массовой информации. <┘>
За сотрудничеством Украины с НАТО Россия наблюдает с ревностью и подозрением. Для этого есть причины. С одной стороны, Кремль после охлаждения отношений из-за войны в Косово вновь готов к широкому диалогу с НАТО. С другой, флирт Украины с НАТО воспринимается там как антироссийский акт. Свидетельством тому является высказывание одного из высших офицеров Российского Черноморского флота: Украина, по его словам, повернулась "лицом к Европе и спиной к России". <┘>
"Воровство газа" становится бумерангом
Что же в таком случае представляет собой тот клин, который оказался вогнанным в российско-украинские отношения? Гриценко и директор Института украинско-российских отношений, работающего под эгидой Национального совета по обороне и безопасности Украины, Пирожков говорят о не совсем адекватной реакции Киева на недавно охладевшее отношение Кремля к Украине. Киев сбит с толку, оказавшись под холодным душем, который устроил ему Президент России Путин. По свидетельствам экспертов, Путин хотел бы решить двуединую задачу: построить с Украиной такие отношения, которые были бы независимыми от воли конкретных личностей, оказывающихся во главе государства, а также прекратить продолжающееся уже многие годы фактическое субсидирование Россией украинской экономики.
Экономические отношения между обоими государствами находятся в кризисном состоянии. В 1999 году объем российско-украинской торговли снизился по сравнению с 1998 годом на 17%, в то время как с 1996 по 1999 год он в общей сложности вырос почти на 50%. Как отмечают западные эксперты, главная причина этого - низкая производительность. Многие товары неконкурентоспособны и не могут найти рынка сбыта. Впрочем, есть более серьезное обстоятельство: Россия, которой Украина задолжала 3,3 млрд долларов США, является ее крупнейшим кредитором по Парижскому клубу. Их львиная доля приходится на долг Киева за поставки энергоносителей. "Газпром" требует от украинцев около 2 млрд долларов США. В то же время Киев до сегодняшнего дня отказывается признавать часть долгов и оценивает их общую сумму в размере 1,36 млрд долларов США.
Разночтение в цифрах вызвано "воровством газа". Энергетические предприятия Украины отбирают нелегально транзитный газ не только для своих нужд, но и с целью его перепродажи. Россия по этой причине имеет полное право не соглашаться с упреками по поводу своего намерения построить новый газопровод в западном направлении, минуя территорию Украины. Киев, надеявшийся на неограниченное по времени сохранение своей монополии на транзит газа, просчитался. В данном случае политика Москвы в меньшей мере является "неоимпериалистической" и в большей - политикой, учитывающей экономические факторы. Что из этого следует? Киев упустил возможность модернизации своей газопроводной сети. Поэтому вполне логично, что четыре западноевропейских концерна договорились с "Газпромом" о строительстве нового трубопровода в обход территории Украины.
Для Украины это политический вопрос первостепенного значения. С учетом ежегодного потребления газа в объемах около 75 млрд куб. м она получает ровно 30 млрд куб. м российского газа в качестве оплаты за транзит этого сырья через свою территорию. Лишись она этого - и под ударом окажется ее экономика. Не в последнюю очередь по этой причине Киев развернул дискуссию на тему, ранее считавшуюся табу. Ставится вопрос о приватизации или по меньшей мере о передаче в концессию газораспределительной системы "Газпрому" и одному западному инвестору. Под контролем окажется транзит газа, к тому же появятся новые инвестиции.
Партнерство или принуждение
Прошли времена, когда президент Кучма и прежний глава России Ельцин обсуждали двусторонние проблемы на "встречах без галстуков". Тогда Киев мог, не опасаясь, игнорировать достигнутые договоренности. Сегодня отношения между Россией и Украиной не сбалансированы. Киеву не уйти от необходимости представить реальный план погашения долгов. Болезненный процесс, но лишь только так Киев сможет решить энергетические проблемы и добиться у Москвы признания себя надежным партнером. В ином случае возникнет угроза того, что существующие противоречия перетекут в политическую сферу и дадут Кремлю повод для ревизии своей внешней политики. <┘>
Перевод: Владимир Синица