"Выход России из соглашения с США о прекращении продажи вооружений Ирану сигнализирует о новой эре геополитического соперничества", - заявляет колумнист журнала Time Тони Карон. Во времена "холодной войны" Вашингтон и Москва пристально, как шахматную доску, разглядывали карту мира, но затем Борис Ельцин, не имевший желания продолжать игру, сложил ее. Однако Президент Владимир Путин хочет играть. Опекаемый таким опытным тренером, как бывший министр иностранных дел Евгений Примаков, г-н Путин не кажется новичком в геополитике.
Это было ясно по меньшей мере уже в начале нынешнего года, когда российский Президент обошел Вашингтон и атаковал его союзников по НАТО, развернув дипломатическую битву за срыв плана строительства общенациональной системы противоракетной обороны США. С тех пор г-ну Путину удалось, что кажется просто невероятным, вернуть Москве определенную роль в процессе мирного урегулирования ближневосточного кризиса и вопреки желаниям Вашингтона возглавить марш за отмену санкций против Ирака, в котором принимает участие все больше европейских и арабских стран.
Но самый серьезный на сегодня вызов Америке г-н Путин бросил, когда Россия в одностороннем порядке вышла из подготовленного усилиями вице-президента США Эла Гора соглашения, которое обязывало Москву воздержаться от продажи вооружений Ирану. По соглашению от 1995 года, подписанному г-ном Гором и тогдашним премьер-министром России Виктором Черномырдиным, Россия взяла на себя обязательство прекратить отправку в Иран обычных систем оружия в обмен на заверения, что против нее не будут автоматически применены санкции США, предусмотренные против тех государств, которые продают оружие включенным в список государственного департамента США странам - спонсорам терроризма.
Несмотря на это соглашение, Россия продолжала выполнять ранее заключенные сделки на поставки самолетов-истребителей, бронетанковой техники и подводных лодок. Но затем она объявила о выходе из соглашения, польстившись на 5 млрд долл. США, которые пообещал ей Иран за вертолеты, зенитные ракеты, новые танки и реактивные самолеты.
Решение г-на Путина, если рассматривать его в рамках общей ситуации, едва ли вызывает удивление. Оружие остается самым конкурентоспособным экспортным товаром дремлющей российской экономики. В то время как буйно расцветшая в годы правления г-на Ельцина коррупция сократила поток западной помощи и капиталовложений до тоненькой струйки, заказ одного только Тегерана на российское оружие эквивалентен более 10% годового бюджета России.
Если присовокупить заказы Индии (более 3 млрд долл. США) и Китая (1 млрд долл. США), то становится понятным, что здесь присутствует значительный материальный интерес. К тому же Москва заявила, что экономическая блокада Ирака обошлась России недополученным доходом от продажи вооружений и нефти в сумме 30 млрд долл. США.
Но за последним вызовом, который Москва бросила Вашингтону, стоит гораздо больше, чем чисто экономический интерес. В течение всех 90-х годов российские военные с тревогой наблюдали за тем, как г-н Ельцин поступается их стратегическими интересами в обмен на финансовые подачки Запада. В ходе прошлогодней кампании в Косово недовольный ропот военных по поводу расширения НАТО на восток, к границам России, превратился в крещендо.
Кандидат в президенты России Владимир Путин построил свою предвыборную кампанию на жесткой военной операции в Чечне - неудачной попытке вернуть былую славу России - и поклялся восстановить мощь страны. Несмотря на такие унижения, как катастрофа атомной подводной лодки "Курск", г-н Путин приступил к осуществлению реформы российских Вооруженных сил, сокращая их численность и увеличивая их бюджет.
В то же время он явно решил составить конкуренцию Соединенным Штатам Америки в мировой политике, открыто стремясь к заключению выгодных альянсов с Китаем и Индией на основе общей заинтересованности в ограничении и противодействии глобальному влиянию Вашингтона. Разумеется, Китай и Индия испытывают собственные затруднения в отношениях с Вашингтоном, однако у них также достаточно оснований, чтобы не подпускать Россию слишком близко к себе. А попытки укреплять связи с Ираном и Ираком чреваты для российского лидера провалом, ибо его чеченские враги имеют куда более серьезные моральные основания рассчитывать на благосклонность исламских стран.
Тем не менее Москва делает серию быстрых ходов на шахматной доске геополитики. И кто бы ни пришел в Белый дом в Вашингтоне, ему будет над чем потрудиться. Беспрепятственному осуществлению курса Вашингтона в мировой политике, как это было при Ельцине-Клинтоне, со всей очевидностью пришел конец.
Перевод: Виктор Федотов