Объявив во вторник, 26 декабря, о назначении министра обороны в своей администрации, новоизбранный президент США Буш-младший, возможно, подтолкнул Вашингтон к тому, что может вылиться в столкновение с Россией, Китаем и союзниками США по потенциально опасному вопросу об общенациональной системе противоракетной обороны. Дональд Рамсфельд, первый раз возглавивший Пентагон 25 лет назад, недвусмысленно заявил, что, по его оценке, угроза нападения на Соединенные Штаты Америки с использованием баллистических ракет таких стран, как Северная Корея, Иран и Ирак, продолжает возрастать.
"Не приходится сомневаться, что оружие массового поражения и средства его доставки все шире распространяются во всем мире, - сказал 68-летний г-н Рамсфельд после неожиданного для него назначения. - И я лично считаю, что это является угрозой". Он отметил, что "ряд государств" экспортирует ракетные технологии, что может привести к развертыванию другими государствами ракет, которые будут способны поражать объекты на территории США, - намекая, возможно, на Китай и Северную Корею. В свете этого высказывания весьма вероятно, что он будет добиваться строительства и ввода в эксплуатацию общенациональной системы противоракетной обороны.
Г-н Буш-младший заявил, что хочет, чтобы г-н Рамсфельд уделил приоритетное внимание противоракетной обороне, которым, по его мнению, она должна пользоваться в будущих бюджетах Пентагона.
Г-н Буш-младший, которого приведут к присяге в качестве нового президента США 20 января 2001 года, в период избирательной кампании обещал, что защитит США и союзников от ракетного нападения. Он обещал сделать это, даже если бы пришлось выйти из американо-российского Договора об ограничении систем противоракетной обороны (Договора по ПРО) от 1972 года, который вот уже 30 лет является стержнем процесса контроля над вооружениями.
Оппозиция России
До настоящего времени Россия противится любым изменениям Договора по ПРО. Если Вашингтон выйдет из этого договора, заявила Москва, то могут пострадать и другие договоренности, в частности два договора о сокращении ядерных вооружений, подписанных президентом США Джорджем Бушем-старшим (отцом г-на Буша-младшего) в конце "холодной войны".
"Что касается противоракетной обороны, то надо еще "продать" эту идею, - сказал репортерам новоизбранный президент, имея в виду оппозицию в стане демократов в разделившемся поровну конгрессе, который будет приведен к присяге на следующей неделе. Для начала, сказал он, хорошо бы вспомнить о "паникерских", по мнению некоторых критиков, выводах двухпартийной комиссии, которую г-н Рамсфельд возглавлял в 1998 году.
Созданная по требованию конгресса комиссия в составе 9 человек единодушно заключила, что американская разведка недооценила уровень угрозы, которую несут ракеты в ядерном, химическом или биологическом снаряжении. Комиссия под председательством Рамсфельда пришла к заключению, что "государства-изгои" могут заполучить в свои руки баллистические ракеты "в течение 5 лет с момента принятия соответствующего решения", а не через 15 или более лет, как прогнозировалось в ранее доложенных анализах американской разведки.
Выводы данной комиссии побудили Билла Клинтона в последние два года его пребывания на посту президента США более серьезно отнестись к плану строительства оборонительной системы, включающей радиолокационные станции, ракеты-перехватчики и компьютеры боевого управления, - наземного варианта проталкивавшейся бывшим президентом США Рональдом Рейганом системы ПРО космического базирования, которая вошла в историю как "звездные войны".
Клинтон отложил решение
Однако после того, как два из первых трех испытаний перехватчиков оказались неудачными, г-н Клинтон отложил на усмотрение своего преемника решение о том, нужно ли следующей весной начинать строительство радиолокационного поста на Аляске, чтобы иметь возможность в 2005-2006 годах развернуть ограниченную систему противоракетной обороны территории страны.
Россия, Китай и союзники по НАТО все вместе высказались против одностороннего шага США по строительству оборонительного щита, который может привести к нарушению стратегического ядерного баланса, сложившегося в период после второй мировой войны.
Назначенный г-ном Бушем-младшим новым государственным секретарем США Колин Пауэлл две недели назад разочаровал некоторых "ястребов", пообещав, что новый министр обороны США проведет "исчерпывающую оценку" технологии (перспективной системы ПРО. - прим. пер.).
Как писал один из главных адептов общенациональной системы противоракетной обороны США Фрэнк Гаффни: "Особенно пугает сторонников противоракетной обороны перспектива, что подобный пересмотр и последующие переговоры могут быть поручены людям, которые не проявляли, по крайней мере до сего времени, большого энтузиазма в вопросе фактического развертывания системы ПРО США". Г-н Гаффни, в период 1983-1987 годов (при администрации Рейгана) занимавший должность стратега в Пентагоне, утверждал, что затянувшийся на длительный срок пересмотр даст противникам системы ПРО время, чтобы организоваться и неизбежно поднять этот вопрос (о системе ПРО. - прим. пер.) в ходе кампании по выборам в конгресс США в 2002 году.
Первый директор ЦРУ в администрации Клинтона Джеймс Вулси, который после своего увольнения работал в комиссии под председательством Рамсфельда, заявил, что не сомневается в объективности г-на Рамсфельда при проведении сравнительной оценки вариантов системы противоракетной обороны. Однако специалист по вопросам торговли оружием из нью-йоркского Института мировой политики Уильям Хартунг назвал назначение г-на Рамсфельда "большой победой лоббистов "звездных войн".
Компания "Boeing" получила 2-годичный контракт на сумму 2,2 млрд долл. на проведение работ по "увязке" основных компонентов перспективной системы ПРО. Субподрядчиками названы фирмы "Raytheon" - по радиолокационным станциям и поражающему элементу перехватчика, "TRW" - по системам управления и "Lockheed Martin" - по разгонному блоку перехватчика.
Перевод: Виктор Федотов