Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Россия выстраивает ориентиры своей внешней политики

Internationale Politik (Германия): Россия выстраивает ориентиры своей внешней политики

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В одном из своих последних номеров солидный немецкий журнал по вопросам внешней политики Internationale Politik опубликовал результаты исследования, проведенного совместной рабочей группой фонда Кёрбера (Koerber-Stiftung), Гамбург, и Исследовательского института немецкого общества по внешней политике (Forschungsinstitut der Deutschen Gesellschaft fuer Auswaertige Politik), Берлин.

Владимир Путин не без поддержки Государственной думы приступил к совершенствованию правовой базы рыночной экономики. Экономический прагматизм является приматом его внешней политики.

Владимир Путин при поддержке Государственной думы приступил к совершенствованию правовой базы рыночной экономики. Экономический прагматизм является также приматом его внешней политики. Развитие энергетики, военно-промышленного комплекса должны помочь оздоровлению экономики, поднять авторитет России на международной арене. Во главу угла политики и экономики Путин вновь пытается поставить строительство сильного государства, реабилитировать авторитаризм, что вызывает критику со стороны Запада. В то время как экономика страны переживает бум, процесс демократического реформирования общества застрял где-то на перегонах. Будет ли Запад симпатизировать России - растущей экономически, но одновременно остающейся страной с полуавторитарным режимом правления?

Путин и Запад

Запад в целом доволен Путиным, поскольку при нем ситуация в России стала намного стабильнее. Уменьшилось число безработных, магазины полны не только импортными, но и российскими товарами. Становится меньше бюрократических препонов на пути к рыночной экономике, хотя коррупция по-прежнему остается одной из острых проблем для экономики страны. Правительство России реализует либеральную экономическую программу, министра экономики Германа Грефа.

Государственная дума на законодательном уровне приняла меры для улучшения правовой базы, облегчающей развитие рыночной экономики. Она утвердила отвечающий времени Налоговый кодекс, приняла в первом чтении государственный бюджет. Дума, которую Кремль, как утверждают критики, пытается насильно привязать к государственной идеологии, поддерживает Путина также в проведении реформы федеральных отношений, направленной против уже лишенных власти губернаторов.

Авторитету Путина способствует постоянный экономический рост. Темпы экономического развития России, пишет "Экономист" (Economist), являются самыми динамичными в мире. В значительной мере они базируются на больших прибылях, получаемых от экспорта энергоносителей. В настоящее время прибыль России от сделок в нефтяном секторе благодаря высоким мировым ценам удвоилась. Переживают бум и другие ключевые отрасли хозяйства. Финансовый кризис августа 1998 года преодолен. В случае если эти положительные тенденции сохранятся, к тому же если будут проведены необходимые структурные изменения, которые позволят стране окончательно встать на путь рыночной экономики, у западных инвесторов вновь появятся основания доверять России.

Прагматичная внешняя политика

Россия в ближайшие годы для погашения своих долгов должна потратить по меньшей мере четверть государственного бюджета (некоторые эксперты говорят - три четверти, с учетом всех долгов). Добиться пролонгации этого долгового бремени или даже списания старых советских обязательств можно, только уповая на благосклонность Запада. Чтобы выйти из долговой западни, Путин поставил правительству задачу отказаться в будущем от западных кредитов. Кремль видит реальную возможность пополнения государственной казны за счет продажи сырья и высоких технологий. Но на этот раз основная часть прибыли от экспорта действительно пойдет в казну государства, а не так, как это было в прошлом, - в карман финансовых олигархов.

Путин пытается вывести Россию на новые рынки в странах Азии. В данном случае речь идет о продаже российских вооружений. Европейскому союзу (ЕС) президент предлагает широкое сотрудничество в нефтяном секторе. На сегодняшний день страны ЕС удовлетворяют на 20-30% свои потребности в природном газе и на 16% в нефти за счет поставок из России. Со строительством системы нефтяных трубопроводов через территории стран Северной и Центральной Европы экспорт нефти сюда в ближайшие 20 лет должен вырасти во много раз. Россия, которая экспортировала до сих пор только треть добываемой у себя нефти, предчувствует новые миллиардные сделки и уже видит потоки западных инвестиций, идущих на модернизацию энергетического хозяйства страны. Правда, ЕС тревожит вопрос слишком большой зависимости от России, которая известна своей непредсказуемостью.

Внешнеполитическая ориентация России на ЕС как важнейшего российского внешнеторгового партнера является, среди прочего, следствием несправедливого отношения к ней со стороны Вашингтона. Президентская избирательная кампания показала, что Америка заинтересована преимущественно в сокращении российского потенциала ядерных вооружений. Комиссии Гор - Черномырдин, деятельность которой была столь важной в 1990-х годах со стратегической точки зрения, практически больше не существует. Американские политики склоняются к мнению, что дальнейшая поддержка процесса реформ в России должна быть во все большей мере делом чисто европейским.

Можно сказать, что Путин своим успешным визитом во Францию в конце октября еще раз подтвердил готовность России к партнерству со всеми ведущими странами ЕС. При этом в этих отношениях партнерства он продолжает отдавать предпочтение Германии. Вскоре при активном участии общественности двух стран должен быть создан новый германо-российский дискуссионный центр. После визита Герхарда Шредера (Gerhard Schroeder) в Москву в середине сентября Берлин теперь должны посетить второй по значимости человек России - секретарь Совета безопасности Сергей Иванов, а также премьер-министр Михаил Касьянов.

До сегодняшнего дня европейцы дискутировали с Россией главным образом по экономическим вопросам. Для диалога между ЕС и Россией по стратегическим вопросам безопасности в рамках общей внешней политики и политики безопасности (GASP) время еще не пришло. В то же время реализуются совместные проекты в области энергетики, использования космического пространства, воздушного транспорта и атомной промышленности. Недавно неожиданный успех сопутствовал Путину на переговорах с ЕС о транспортном коридоре в Азию. Европейцы выразили готовность признать в качестве приоритетного для себя транспортного пути транссибирскую железнодорожную магистраль, которую Россия намерена расширять, отказавшись от каспийского коридора (так называемый "шелковый путь").

Перед Путиным стоит целый ряд тяжелых, нерешенных проблем, которые могут серьезно осложнить отношения России с Западом. Одна из них - взрывоопасное развитие ситуации в Центральной Азии. За господство в этом регионе вновь разворачивается борьба. Движение Талибан сегодня

контролирует почти всю территорию Афганистана и теперь угрожает соседним областям стран СНГ. Россия воспользовалась ситуацией, чтобы вновь привлечь государства Центральной Азии к созданию военно-политического альянса под своей эгидой. В то же время НАТО, после косовского кризиса приостановившая проведение маневров в рамках "Партнерство во имя мира" на территориях постсоветских стран, в прошедшие месяцы вновь провела военные игры на юге СНГ. Важную роль в борьбе за господство в странах Каспийского бассейна играет энергетический фактор. Обострение конфликта на Ближнем Востоке заставило Запад искать альтернативные энергетические источники в государствах Персидского залива. Страны Каспийского бассейна заинтересованные в будущих транспортных маршрутах, которые бы проходили через их территорию, рады такому развитию событий, надеясь на повышенный интерес к себе, в частности со стороны таких стран, как США, Турция, Франция, Иран, Пакистан и Китай. Другим камнем преткновения в отношениях между Россией и Западом может стать Беларусь. Созданный там Александром Лукашенко режим рассматривается после падения Милошевича как "последняя диктатура" на европейской земле. <┘>

Московский форум ЕС - Россия

Диалог с Россией о проблемах безопасности, начатый сегодня в рамках новой общей внешней политики и политики безопасности ЕС (GASP) многими исследовательскими институтами Европы, был продолжен на втором форуме ЕС - Россия, который прошел 23-24 июня в Москве. Его устроили Немецкая организация по вопросам общей внешней политики (DGAP), Совет по внешней политике и политике безопасности и Европейская комиссия.

Новый диалог по вопросам внешней политики

Большинство российских участников отмечало, что свои первые зарубежные визиты Путин нанес в страны ЕС не случайно. Отношения с ЕС становятся во все большей степени приоритетными в российской внешней политике, хотя, как подчеркнул один из представителей России, во внешней политике Кремля все еще наблюдаются неонационалистические и неоизоляционистские тенденции. Составной частью политики Путина является также интеграция в СНГ. Представитель России критиковал ЕС за его излишнюю привязанность к США, за трансатлантические отношения, которые, по его мнению, мешают европейцам признавать Россию европейской страной. Причем Россия в прошедшие десятилетия часто играла лишь роль "защитного вала" для Европы, как это было, например, 600 лет назад в случае с нашествием монголов. В наше время Европа может столкнуться с набирающим силу исламским экстремизмом, который уже сегодня угрожает России. Со времен Петра Великого Россия всегда была фактором стабильности в европейской архитектуре политики безопасности, не говоря уже о европейской принадлежности ее культуры.

В Москве, судя по всему, внимательно присматриваются к тому, насколько искренно стремление европейцев к независимости своей внешней политики и политики безопасности от США. Депутат ХДС Вольфганг Шойбле (Wolfgang Schaeble) призвал российских участников отнюдь не рассматривать GASP как изолированную от политики НАТО. Россия, по его словам, не должна расценивать законное желание большинства европейцев строить свою систему безопасности в союзе с НАТО как вызов Москве.

Острым было также обсуждение тем, связанных с западной "системой ценностей" и "международными нормами". Один из западных дипломатов высказал точку зрения, что Россия должна распространить все то, что она достигла в области строительства демократии, также на область внешней политики. "Конфликты, - сказал он, - должны разрешаться политическими, а не военными средствами". "Россия, - продолжал представитель западных СМИ, - должна следовать действующим международным нормам поведения, а не ориентироваться на ценности прошлых столетий". Ему возразил российский журналист, напомнивший, что Китай и Турция в своих действиях против сепаратистов тоже пользуются нормами "прошлых времен". Европейцы, по его словам, опять "спешат" предпослать действующему международному праву свои гуманитарные интервенции.

Распространение на Восток системы западноевропейских ценностей ставит перед Россией вопрос об интеграции ортодоксальных славянских традиций в новую общность народов. Спор о "системе ценностей" - это одновременно диалог о гражданском обществе, до появления которого в России еще далеко. Например, нарушение прав человека сегодня осложняет отношения между ЕС и Россией. Один из российских участников в этой связи подчеркнул, что безоговорочное принятие западной системы ценностей является важным вопросом для стран, которые настойчиво стремятся стать членами НАТО или ЕС. У России - другие приоритеты. Другой россиянин высказал точку зрения, что России, прежде чем заниматься вопросами западноевропейских ценностей, нужно сначала предотвратить распад государства, и уже по этому обстоятельству россияне будут оценивать личность Путина.

Экономическое сотрудничество, расширение ЕС

По словам одного из российских экономических экспертов, в либеральной экономической программе министра экономики Грефа упущены принципиальные вещи, такие, например, как антимонопольная политика. Программа ориентирована лишь на улучшение инвестиционного климата, тогда как таким важным вопросам, как принятие нового закона о банкротстве, реформа судебной системы, решение проблем социального обеспечения, в ней уделено недостаточно внимания.

Что касается расширения ЕС на восток, то для России пока остается неясным, пойдет ли ей этот процесс на пользу или нет. Российская сторона призвала ЕС, не передавать слепо свои проекты на откуп каким-либо NGO (некоммерческие частные организации. - Прим. перев.), которые мало что могут сделать. ЕС должен понять, что в России демократизация "снизу" невозможна. Российские участники призвали ЕС не оказывать излишнего давления на Россию, подталкивая ее к проведению реформ, поскольку политические риски в стране по-прежнему остаются высокими. Россия не нуждается в "воспитательной стратегии ЕС". ЕС не должен, как США, принуждать Россию к дроблению ее естественных монополий.

Представители России потребовали покончить с "торговой войной" и открытия ЕС для российских высокотехнологичных проектов. Один из российских политиков говорил о том, что ЕС должен настраивать себя на будущую "протекционистскую политику" в отношении России. Предметом переговоров может быть только масштаб протекционистских мер. Россия рассматривает себя в качестве моста между Европой и Азией. В том случае, если она будет изолирована от Запада, миру грозит обострение ситуации. ЕС должен помочь в модернизации Транссибирской железнодорожной магистрали. Он должен отказаться от альтернативного "шелкового пути" через территорию стран Каспийского бассейна. В ином случае Россия окажется изолированной. Бывший министр энергетики России Андрей Конопляник призвал к более тесному сотрудничеству между ЕС и Россией в области энергетики. Россия нуждается в европейских инвестициях в топливно-энергетический комплекс. Соответственно должны быть пересмотрены программы TACIS ЕС. При поддержке Европы можно было бы реформировать и усилить российский энергетический сектор.

Представители Европейской комиссии призвали российскую сторону не отказываться от демократических достижений, предупредив, что в ином случае Россия лишится приоритетного внимания со стороны ЕС. ЕС увязывает рыночную экономику с демократией. ЕС не намерен поддерживать квазилиберальную модель общественного устройства. Россия тогда будет вынуждена проводить свои реформы в одиночестве, а это может занять 10-20 лет. Программы ЕС, нацеленные на поддержку демократии в России, менее политизированы, чем американские, и опираются на поддержку NGO (некоммерческие частные организации. - Прим. перев.) как на ячейки нового гражданского общества. Если Россия не хочет такой помощи, можно быстро переориентироваться на Балканские страны. Вместо того чтобы говорить о протекционизме, Россия, как сказал представитель ЕС, должна лучше распоряжаться деньгами, предоставленными международными финансовыми организациями. Один из западных дипломатов потребовал приведения российских законов в соответствие с законодательством стран ЕС и ускорения вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО). Таким образом, были бы сняты опасения по поводу расширения ЕС на восток.

Затрагивая тему Соглашения о партнерстве и сотрудничестве (PKA) между Россией и ЕС, представители Европейской комиссии обратили внимание участников форума на слишком завышенные ожидания по поводу широкого финансирования России. Соглашение позволяет развивать более тесное сотрудничество в финансовом секторе, в области сельского хозяйства, спутниковой навигации, воздушного транспорта. Впрочем, Россия, сказал один западный эксперт, в нарушение всех обязательств в рамках соглашения так и не открыла своего рынка для западных банков.

Путинское понимание демократии

Некоторые западные участники высказались скептически по поводу демократического сознания Путина. Заверения Михаила Горбачева, по их мнению, были правдоподобнее. В ходе дискуссии о свободе средств массовой информации в России один из западных экспертов по СМИ заметил, что российские СМИ в своей деятельности руководствуются прежде всего частными экономическими интересами, проявлением чего является отсутствие журналисткой этики. В свою очередь, другой участник - российский политический деятель подчеркнул, что Путин никогда не примет западную модель демократии, поскольку его цель - "демократия управляемая". Российские участники отмечали, что Путин сегодня, как и в свое время Горбачев, находится между двух огней. С одной стороны - лишенные власти губернаторы и олигархи, которые объединились с частью либеральной интеллигенции. С другой - представители силовых министерств и часть общества, которая предпочитают политику "твердой руки".

Каспийский бассейн

Общей у ЕС и России была оценка ситуации в странах бассейна Каспийского моря. Представители Запада назвали ряд потенциальных угроз, которым сегодня подвержен этот регион. Среди них - разворачивающаяся борьба за трубопроводы, торговля наркотиками и исламский экстремизм. ЕС был бы готов выступить в качестве посредника, поскольку в своих основных интересах он руководствуется не геостратегическими соображениями, а стремлением к поддержанию в регионе стабильности. Значение Каспийского бассейна русские для себя переоценивают. Из соображений конкуренции Россия не может быть заинтересована в освоении чужих нефтяных ресурсов. США уйдут из этого региона из-за необходимости больших капиталовложений. Представитель ЕС подтвердил, что ЕС переоценила эффект TRACECA на Кавказе.

Визовые проблемы

Российские участники форума жаловались, что посольства стран ЕС в Москве ужесточили визовый режим для российских туристов и предпринимателей. Как раз на этом уровне появляются нежелательные представления об изолированности России от ЕС. Запад опасается русских мафиози, но ведь они могут получать разрешение на въезд и нелегальным путем. После вступления стран Центральной Европы в Шенгенское соглашение на западной границе России воздвигается новая "стена". Жильбер Дюбуа (Gilbert Dubois) сослался на то, что консульства были не готовы к ажиотажу, связанному с оформлением виз. Зато теперь россиянам достаточно иметь одну визу для посещения любой страны - участницы Шенгенского соглашения.

Грозит ли Центральной Азии пожар военных конфликтов

Участники конференции в Алматы, которую организовали в начале октября 2000 года Казахский институт стратегических исследований и Стокгольмский институт по исследованию проблем поддержания мира, были едины в том, что опасность распространения радикального воинствующего ислама в регионе обостряется. В Узбекистане и Киргизстане вторгшимся летом боевикам удалось захватить и временно удерживать целые деревни. Таджикистан остается местом средоточия исламских экстремистов.

Правительства стран, богатых сырьевыми ресурсами, опасаются за стабильность в регионе, за свое политическое выживание. Демократические и ориентированные на строительство рыночной экономики реформы идут там ни шатко ни валко. Государственная власть препятствует своими авторитарными действиями появлению цивилизованной исламской оппозиции. Противники режимов вытеснены в подполье или вынуждены эмигрировать. Оппозиционеры считают правительства стран Центральной Азии ответственными за обнищание широких слоев населения и упрекают их в том, что выручка от экспорта сырьевых ресурсов используется не на благо населения. За это можно только мстить, поэтому именно беднота пополняет ряды исламских боевиков, финансируемых из-за рубежа. Запад призывает Узбекистан взять на вооружение таджикскую модель разрешения проблемы, когда исламская оппозиция интегрирована во властные структуры.

Не секрет, что "миссионерскую работу" в странах Центральной Азии финансируют прежде всего Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты. Финансирование осуществляется по официальным каналам - например, через исламские культурные центры или мечети, которых в странах Каспийского бассейна появилось великое множество. Такие государства, как Казахстан, опасаются появления "пятой колонны", которая может активизироваться с проникновением воинствующего исламского фундаментализма из Афганистана. Для Саудовской Аравии, подчеркивает высокопоставленный казахский военный, нефть, добываемая в странах Центральной Азии, - это нежелательный конкурентный товар на мировом рынке. Поэтому она заинтересована в дестабилизации ситуации в регионе. Сегодня страны Центральной Азии мало что могут противопоставить широкомасштабной военной экспансии фундаменталистов. Нет недостатка в военной технике, оставшейся с советских времен, но вооруженные силы хронически недофинансируются. А это отражается на уровне подготовки и морального состояния личного состава армии. В случае начала боевых действий армии этих стран окажутся в зависимости от зарубежной помощи, например из России. Вряд ли кто-нибудь может предполагать, что в очередную военную авантюру может вмешаться НАТО, тем более после войны в Косово, да еще за пределами Европы. Москва готова, участвовать в создании общих сил быстрого реагирования. Однако, по мнению российских участников конференции, в стране хватает и своих проблем, хотя бы с Чечней. Российская общественность не примет широкую военную интервенцию в Центральной Азии. Хотя теоретически можно было бы говорить об ограниченном вмешательстве для защиты живущих в Северном Казахстане этнических русских и предотвращения "гуманитарной катастрофы" в случае прорыва туда фундаменталистов. Можно было бы рассчитывать на потенциальную поддержку Китая. В китайской провинции Хиньянг (Xinjang), граничащей с Казахстаном, власти тоже сталкиваются с проблемами усиления ислама, сливающегося с идеями сепаратизма, и вынуждены с этим бороться. Однако к Китаю среди населения в постсоветских государствах еще сохраняется большое недоверие.

Узбекистан пытается использовать другие средства, в частности, он готов начать тяжелый переговорный процесс с непризнанным международным сообществом режимом "Талибан" в Афганистане. Туркменистан уже начал такие переговоры. В случае победы движения "Талибан" над противостоящими ему на севере страны войсками Ахмад Шах Масуда Ашхабад рассчитывает на совместное с новым афганским руководством освоение новых торговых путей, идущих через Пакистан к Индийскому океану.

Давление Афганистана на постсоветские государства Центральной Азии растет. Создается впечатление, что Россия и Иран готовы отказаться от поддержки сил "Северного альянса". Таким образом, такие государства, как Узбекистан и Киргизстан, могут оказаться в опасной "буферной зоне" между Россией с севера и продвигающимся воинствующим исламом с юга.

Перевод: Владимир Синица