Что тает в России прямо на глазах? Конечно же, речь идет не о льде. И не о запасах водки, вопреки всем прилагаемым усилиям они не иссякают: тает население. Последние прогнозы, опубликованные одной московской лабораторией демографических исследований, говорят сами за себя: к 2050 году Россия сможет достичь символической отметки в 100 миллионов жителей, к этому времени ее население будет насчитывать 94 миллиона жителей против сегодняшних 145 миллионов. Эти огромные людские потери объясняются двумя факторами. Первый фактор - падение средней продолжительности жизни. В России оно стало реальностью, так как средняя продолжительность жизни сейчас возвратилась к уровню, который существовал до Второй мировой войны (65,9 лет). Мужчины в среднем живут еще меньше (59 лет). Таким образом, российские мужчины занимают 134-е место по долголетию. Другой фактор - рождаемость. Для простого поддержания существующего уровня населения каждая женщина должна родить двух детей, в то время как нынешний показатель не превышает отметки 1,17. Тем, кто на это возражает, что такая плохая рождаемость практически соответствует европейским показателям, демографы отвечают, что в Европе уровень смертности за год колеблется между 0,1 и 0,6%, в то время как в России он достигает драматической отметки 6,4%.
Потеря шести миллионов жителей
Первое, что приходит в голову: всему виной события последних десяти лет. Большинство россиян не сумело приспособиться к новой экономической ситуации, уровень их жизни снизился, в то время как количество стрессов выросло в десятки раз, к этому нужно приплюсовать печальное состояние системы здравоохранения, практически разрушенной реформами. В период с 1992 по 1999 год Россия потеряла 6 миллионов жителей. В то же время некоторые демографы находят такое объяснение слишком простым. Сергей Захаров, например, утверждает, что еще "в конце XVIII века" уровень рождаемости и смертности в России соответствовал европейским показателям. В XX веке большая часть россиян появилась на свет "в период войны, голода и репрессий", - это обстоятельство стало причиной появления на свет "ослабленного поколения". Иными словами, речь идет о тенденции к преждевременной смерти среди людей, родившихся в этот период. Именно эти люди сегодня умирают преждевременной смертью.
По мнению Сергея Захарова, показатели, которые используются для определения уровня здоровья населения - детская смертность, смертность среди новорожденных и др., - свидетельствуют скорее о стабильности, чем о регрессе. Более того, он считает, что продолжительность жизни в России вообще никак не соотносится с состоянием экономики, так как она значительно ниже, чем в экономически более отсталых странах третьего мира. Тем не менее нужно найти какое-нибудь объяснение этому явлению. И здесь самое время обратиться к точной статистике. Она показывает, что именно "мужчины без высшего образования в трудоспособном возрасте" умирают в России значительно раньше, чем в любой другой точке земного шара. Насильственная смерть в результате алкогольного отравления, автомобильных аварий, самоубийств стала обычным явлением. Цифры свидетельствуют о том, что средний россиянин рискует умереть преждевременной смертью в 4,5 раза больше, чем европеец. Сюда же можно добавить сердечно-сосудистые заболевания, которые значительно сокращают продолжительность жизни. Очевидный виновник во всех этих случаях ранней смерти - водка. "Пора бросать пить" - так была озаглавлена статья, опубликованная на этой неделе в газете "Аргументы и факты", в которой дается незамысловатое объяснение этому феномену: "эти простые мужики пребывали до смерти в добром здравии и не особенно страдали от экономического кризиса: просто русский мужик любит выпить, а когда выпьет, он любит поездить на своей машине и побаловаться холодным оружием, не особенно задумываясь о последствиях".
Более серьезное отношение к проблеме продемонстрировал президент Владимир Путин, который объявил борьбу против фатальных обстоятельств "приоритетом из приоритетов" внутренней политики. Однако обещания правительства провести социальные и налоговые реформы, увеличить пенсии и т.д. так и остались обещаниями, в то время как водка (по цене 3 франка за бутылку) и пачка сигарет (1 франк) остаются самыми доступными товарами. Значительно более доступными, чем упаковка презервативов (60 сантимов), которая стоит дешевле и которую труднее найти. Серьезная недооценка статистических данных и игнорирование проблем, которые представляют для общества сексуальная распущенность, токсикомания и СПИД, который, согласно последним исследованиям, распространяется со значительно большей скоростью, чем в Африке, могут привести к тому, что для "любителей водки без высшего образования в трудоспособном возрасте" станет утешением то, что они будут чувствовать себя не такими одинокими в своей похоронной категории.
Перевод: Ярослав Огнев