Президент России Владимир Путин превратил Совет безопасности РФ, традиционно являвшийся консультативным органом, в важный коллегиальный орган политического руководства. Однако пока не ясно, намерен он использовать Совет как противовес другим структурам или же сделать его главным органом управления страной.
Сегодня Совет безопасности возглавляет Сергей Иванов, союзник г-на Путина, являющийся, пожалуй, вторым после Президента влиятельным политиком в России. Однако ходят слухи, что г-н Иванов, возможно, станет следующим министром обороны или премьер-министром, а его уход с поста главы Совета может привести к ослаблению этого органа.
Членами Совета безопасности, помимо г-на Иванова и г-на Путина (который по должности исполняет функции председателя Совета), являются премьер-министр Михаил Касьянов, министр иностранных дел Игорь Иванов, министр обороны Игорь Сергеев, начальник Генерального штаба Анатолий Квашнин, другие члены кабинета, а также главы разведывательных, контрразведывательных и правоохранительных ведомств.
С момента своего создания в 1992 году Совет безопасности функционировал - не всегда успешно - как постоянный президентский штаб и форум для обсуждения политических проблем. Хотя г-н Ельцин изначально создавал Совет как альтернативу существующим структурам обеспечения национальной безопасности, оппозиция со стороны глубоко укоренившейся бюрократии помешала новому органу полностью самоутвердиться.
Тем не менее во время первой чеченской кампании Совет безопасности фактически играл роль военного совета, когда тогдашний его глава Александр Лебедь использовал Совет для достижения мирного соглашения с руководством Чечни. (Совет безопасности пользовался большим влиянием также в 1996-1997 годах, когда помощником секретаря Совета являлся российский олигарх Борис Березовский.)
В 1999 году г-н Путин объединил посты секретаря Совета безопасности РФ и директора Федеральной службы безопасности (ФСБ). Когда год назад г-н Путин стал исполнять обязанности Президента России, он начал укреплять Совет безопасности и назначил его главой г-на Иванова, который, как и он сам, в свое время являлся кадровым сотрудником Комитета государственной безопасности (КГБ) в Санкт-Петербурге.
При г-не Иванове Совет безопасности толкует концепцию национальной безопасности в самом широком смысле, а диапазон его функций нередко соответствует старому советскому Политбюро. Совет безопасности принял участие в разработке новых российских доктрин в области национальной безопасности и внешней политики, возглавил проведение военной реформы (прошлым летом Совет выступил в качестве арбитра в споре между министром обороны Сергеевым и начальником Генерального штаба Квашниным) и руководил недавней реорганизацией военно-промышленного комплекса России. Далее, Совет безопасности готовил проект так называемой "информационной концепции", которая предусматривает ограничение свободы печати, и обсуждал проблемы бегства капиталов за границу.
В деятельности Совета безопасности бывали и просчеты. Как сообщалось в печати, именно Совет рекомендовал Кремлю поддерживать югославского лидера Слободана Милошевича практически до самого момента его падения. Г-н Путин отослал обратно в Совет безопасности для доработки первый проект военной доктрины России после того, как некоторые российские генералы высказали свое несогласие с ее положениями.
Г-н Иванов неоднократно отрицал, что Совет безопасности играет роль в принятии политических решений. Он утверждает, что это всего лишь консультативный орган при Президенте, и отмечает, что членами Совета являются многие министры правительства РФ. Однако в последние месяцы Совет взял на себя функции исполнительной власти и административного руководства. Несколько источников высказывают предположения, что специальные службы используют Совет безопасности, через г-на Иванова, для лоббирования идеи повышения роли государства в управлении экономикой страны и для инициации крутых мер против российских олигархов.
Как и другим российским политикам, г-ну Иванову приписывают владение большими денежными суммами. Ходят слухи, что в результате недавней реорганизации весьма доходной структуры экспорта российского оружия г-н Иванов и его коллеги по службе в КГБ из Санкт-Петербурга взяли под свой контроль доходы от торговли оружием. Но большое влияние Совета безопасности объясняется прежде всего близостью г-на Иванова к г-ну Путину. По сообщениям, г-н Иванов является одним из немногих официальных лиц, которые имеют неограниченный доступ к Президенту России. Нередко он сопровождает г-на Путина в его зарубежных поездках. Централизованная иерархическая структура Совета безопасности также соответствует стилю руководства г-на Путина. Однако г-н Путин пока не давал однозначно понять, что желает сделать Совет безопасности РФ своим главным инструментом управления страной.
Российский Президент возложил на г-на Иванова ответственность за деятельность своих полномочных представителей в семи федеральных округах России. До этого региональная политика входила в компетенцию президентской администрации - сильного бюрократического соперника Совета безопасности. Но г-н Путин также публично заявил, что глава президентской администрации Александр Волошин, доставшийся ему в наследство от г-на Ельцина, останется на своем посту. Г-н Волошин продолжает играть ключевую роль в политике.
Соперничество между двумя руководящими органами скорее всего продолжится - особенно с учетом того, что, по слухам, г-н Иванов и г-н Волошин придерживаются разных мнений по вопросам, касающимся степени контроля над российскими средствами массовой информации и отношения к российским олигархам. Кроме того, на недавних губернаторских выборах в Курске и Калининграде эти лица поддерживали разных кандидатов. Хотя подобное соперничество может породить путаницу в политике, оно обеспечивает г-ну Путину политическое прикрытие, давая возможность маневра посредством неформальной системы сдержек и противовесов.
Формальная власть Совета безопасности в ближайшие месяцы может возрасти. В Государственной думе ожидает рассмотрения проект закона, согласно которому в случае крупного национального кризиса Президент России имеет право объявить чрезвычайное положение и передать управление страной в руки Совета безопасности.
Согласно другому предложению секретарь Совета безопасности наделяется полномочиями принуждать других правительственных служащих выполнять решения Совета.
Однако имеются признаки того, что г-н Иванов в скором времени может перейти на другую работу. Факт его формального увольнения в запас из органов безопасности в прошлом месяце многие интерпретируют как первый шаг к тому, чтобы стать гражданским министром обороны России. Без погон г-н Иванов, возможно, лучше сумеет реорганизовать Вооруженные силы РФ, руководство которых иногда открыто выражало несогласие с ним. Многие также видят в нем преемника премьер-министра Михаила Касьянова, с которым поддерживает тесные отношения соперник г-на Иванова г-н Волошин.
Однако без г-на Иванова - принимая во внимание также дворцовую политику Кремля, где личность руководителя значит многое, - Совет безопасности РФ может снова уйти в тень.
Перевод: Виктор Федотов