Владимир Путин и принимавший его Гейдар Алиев, несмотря на разницу в возрасте, а она составляет 30 лет, быстро нашли в ходе первого визита российского президента в кавказскую республику Азербайджан общий язык. В конце концов, оба долгие годы служили в КГБ разведчиками невидимого фронта. Вместо отчуждения и открытой конфронтации отношения двух бывших советских республик должны определять в будущем дружба и даже "стратегическое партнерство". Это предусматривает долгосрочная программа сотрудничества - самый важный документ из семи подписанных в общей сложности. Среди этих документов также соглашение о совместном освоении двух нефтяных месторождений на Каспийском море.
Принцип совместного использования Каспийского моря может найти применение также при его разделе. О своих правах на этот крупнейший в мире внутренний водоем ведут спор пять соседних государств, причем с декабря 1991 года, после развала Советского Союза, борьба развернулась не на жизнь, а на смерть. Водная поверхность, согласно договоренностям в Баку, должна принадлежать всем, напротив, морской шельф, в котором кроются крупнейшие в мире запасы природного газа, предстоит поделить на национальные секторы. Детали должны быть урегулированы на саммите глав государств Каспийского бассейна, который, возможно, состоится уже в начале февраля в Туркменистане.
Если на саммите будут утверждены договоренности, достигнутые в Баку, Россия с экономической точки зрения окажется в проигрыше и к тому же рискует вызвать заметное охлаждение в сегодня еще сердечных отношениях с исламским Ираном и христианской Арменией. Дело в том, что Тегеран настаивает на совместном со всеми соседними странами использовании ресурсов Каспийского моря. Эту позицию разделял также бывший президент России Ельцин, который пытался создать ось Москвы с Тегераном и Арменией. Их единственный верный союзник в регионе - Москва - находится с Азербайджаном с 1988 года фактически в состоянии войны.
Между тем Путин, вполне понятно, хочет укрепить позиции Москвы на всем постсоветском пространстве, делая при этом ставку на Азербайджан. Бесспорно, что Москва может остановить дальнейшее продвижение США и Турции на Кавказ и в Центральную Азию только в том случае, если сделает своим союзником протурецки настроенный Азербайджан. Косвенно от этого зависит также окончание чеченской войны, поскольку через Азербайджан осуществляется снабжение чеченских боевиков.
Союз между Москвой и Баку может привести к глубокому изменению соотношения сил на Кавказе. Однако, как справедливо предостерегает газета "Известия", "корова еще держится на льду". Учитывая известную нечеткость формулировок, большинство подписанных в Баку документов представляет собой не более чем простые заявления о намерениях. В частности, каждая из сторон даже продолжает настаивать на своем варианте транспортировки каспийской нефти на Запад. Баку - на варианте строительства нефтепровода к турецкому средиземноморскому порту Джейхан, Москва - на варианте транспортировки нефти к своему черноморскому порту Новороссийск.
Сомнительно также предложение Москвы выступить в качестве гаранта в урегулировании Карабахского конфликта. Известно, что попытки России выступать в качестве посредника в многочисленных этнических конфликтах в СНГ заканчивались обычно ничем.
Перевод: Владимир Синица