Соединенные Штаты выяснили, что теперь, когда им больше не противостоит мощь Советского Союза, становится все труднее давать определение своим "национальным интересам". Тот факт, что мы не знаем, как определять обстановку, сложившуюся после периода американо-советской конфронтации, становится очевидным из постоянных ссылок на "период, начавшийся после "холодной войны". С другой стороны, подобные переходные периоды очень важны, так как они открывают возможности стратегического характера. В условиях быстро меняющейся обстановки можно влиять на то, каким станет мир завтра. Огромное значение текущего момента очевидно.
Советский Союз был для нас не просто традиционным глобальным соперником. Он пытался навязать всеобщую социалистическую альтернативу рынкам и демократии. Советский Союз установил своеобразный карантин для себя и многих своих, часто ни о чем не подозревавших, невольников и клиентов, в качестве заслона от жестких реалий международного капитализма. В конечном же итоге, он сам и посеял семена своего разрушения, поскольку такая изоляция превратила его в обреченного на вымирание экономического и технологического динозавра. Америка внесла самый большой вклад в эти революционные преобразования и одновременно извлекла из них самую большую пользу. Американские ценности носят универсальный характер. Их триумфальное шествие, конечно же, становится легче, когда международный баланс сил складывается в пользу тех, кто верит в эти ценности. Но иногда требуется определенное время для того, чтобы такой благоприятный баланс сил сложился на международной арене и внутри отдельно взятой страны, а пока идет этот процесс, мы просто не можем игнорировать и изолировать другие государства, обладающие военно-политической мощью.
Хороший пример в этом смысле - "холодная война". Найдется немного людей, которые будут отрицать, что крушение Советского Союза коренным образом изменило положение с демократией и правами человека в странах Восточной и Центральной Европы и в бывших советских республиках. Ничто не способствовало так улучшению положения с правами человека, как развал советской мощи. На протяжении всего периода "холодной войны" США проводили политику в поддержку политических свобод, используя для этого все имевшиеся у них инструменты, начиная с "Голоса Америки" и кончая прямым заступничеством Президента за диссидентов. Между тем, США никогда не упускали из виду ни важное значение геополитических взаимоотношений с Москвой, ни абсолютную необходимость сохранения внушительной американской мощи с целью предотвращения тотальной военной конфронтации.
Вызов, брошенный Президентом Рейганом советской мощи в 80-е годы, носил решительный и вполне своевременный характер. Речь шла в том числе и об интенсивных, содержательных контактах с Москвой по всему спектру проблем, включенных в ставшую с тех пор классической "четырехуровневую повестку дня": контроль над вооружениями, права человека, экономические проблемы и региональные конфликты. Администрация Буша стала уделять больше внимания задаче вытеснения советской мощи из стран Центральной и Восточной Европы. Советский Союз больше не мог защищать свои интересы и пошел на мирную сдачу своих позиций Западу, что стало огромной победой и с точки зрения возобладания силы Запада, и с точки зрения торжества человеческой свободы. И хотя Соединенным Штатам повезло в том, что среди их друзей есть несколько великих держав, нельзя принимать такое положение как нечто само собой разумеющееся - с тем чтобы, когда настанет время полагаться на их поддержку, у нас была надежная пора.
Сегодня Россия представляет для нас вызов совершенно другого рода. Конечно, она сохранила многие атрибуты великой державы: большое население, обширную территорию и военный потенциал. Однако ее экономическая слабость и проблемы национальной идентичности могут погубить ее. Москва стремится утвердить себя на международной арене и зачастую предпринимает беспорядочные усилия, которые создают угрозу американским интересам. Картина происходящего осложняется еще и тем переходным процессом, который идет внутри самой России и в успехе которого заинтересованы Соединенные Штаты. Старая советская система разрушилась, и на ее месте возникли некоторые базовые элементы демократического развития. Люди могут свободно говорить то, что они думают, голосовать за кого хотят и (в большинстве случаев) свободно исповедовать религию по своему выбору. Между тем, разрозненные элементы демократии не поставлены на институциональную основу, а политические партии - за исключением коммунистической - слабы.
И, конечно же, мало кто обращал внимание на указы Бориса Ельцина в течение последних месяцев его пребывания на президентском посту. Можно говорить о том, что российское правительство на протяжении последних трех лет находится в состоянии бездействия и стагнации. Экономические беды России и коррупция в высших эшелонах государственной власти являются предметом широкого обсуждения. В результате разного рода мутаций российская экономика превращается не в рыночную экономику, а во что-то совсем другое. Широко распространенный бартер; банки, которые на самом деле не являются банками; миллиарды рублей, вывозимые за границу и хранимые под матрацами; странные схемы приватизации, обогатившие так называемых реформаторов, - все это придает царящей в России атмосфере некий привкус средневековья.
Проблемой политики США стало то, что поддержка, которую администрация Клинтона на постоянной основе оказывала Ельцину и тем людям в его окружении, кого считали реформаторами, просто не дала никаких результатов. Конечно, Соединенным Штатам приходилось иметь дело с главой российского государства, а им был президент Ельцин. Та поддержка, которую США оказывали России в области демократии и экономических реформ, вылилась в поддержку Ельцина. Его программа стала американской программой. Америка принимала то, что происходило в России, за реформы и продолжала направлять туда деньги Международного валютного фонда при отсутствии каких-либо подтверждений серьезных перемен. Так, некоторые курьезные методы приватизации приветствовались как экономическая либерализация; разграбление национального богатства страны обладающими властью людьми оставалось незамеченным или игнорировалось. Существующие в России реалии просто не совпадали с имевшимся у администрации США сценарием российских экономических реформ.
Соединенные Штаты не следует винить в том, что они пытались помочь России. Но, как сказал один из российских реформаторов Григорий Явлинский, Соединенные Штаты должны были "сказать правду" о том, что происходило на самом деле. И вот теперь мы получили двойную проблему отсутствия доверия - и со стороны россиян, и со стороны американцев. Российская экономика, тем не менее, подает признаки жизни. Финансовый кризис, произошедший в августе 1998 года, вынудил Россию пойти на замену импорта, а производство отечественных товаров стало увеличиваться по мере того, как упрямые российские граждане стали брать ситуацию в свои руки. Помог выйти из сложившейся ситуации и рост цен на нефть. Но все это - достижения краткосрочного характера. Ни в Америке, ни в Европе больше нет согласия по поводу того, что дальше делать с Россией. Несбывшиеся ожидания и "усталость от России" - вот прямые последствия того "счастливого воркованья", которым занималась с ней администрация Клинтона.
Сегодня экономическое будущее России находится в руках самих россиян. В стране есть и ресурсы, в том числе природные богатства, и образованное население. Россия сама должна провести структурные реформы, особенно те, которые касаются власти закона и налоговых правил, с тем чтобы инвесторы - иностранные и отечественные - предоставили капитал, необходимый для экономического роста. На преобразования культурного характера, которые в конечном итоге необходимы для формирования устойчивого гражданского общества и функционирующей рыночной экономики, может уйти жизнь целого поколения. Открытость Запада для россиян, особенно для российской молодежи, в рамках программ обменов, а также контакты с частным сектором и возможности в сфере образования могут способствовать этому процессу. Важны и контакты с руководством многочисленных регионов России, экономическая и социальная политика которых становится все более независимой от Москвы.
А пока идут все эти процессы, политика США в отношении России должна быть сконцентрирована на вопросах безопасности, которые имеют важнейшее значение. Во-первых, мы должны признать, что сила России представляет собой меньшую угрозу для безопасности Америки, чем ее слабость и непоследовательность. А это предполагает самое пристальное внимание к надежности и безопасности имеющихся у Москвы ядерных сил и арсеналов. Во-вторых, Вашингтон должен начать с Москвой широкие переговоры по поводу меняющегося характера ядерной угрозы. Руководство вооруженных сил России делает многое для того, чтобы перенести центр тяжести на ядерное оружие - на фоне слабеющего потенциала обычных вооружений. Россия располагает более чем адекватными средствами сдерживания ядерного потенциала США, и наоборот. Между тем, уже нет необходимости фиксировать этот факт в договоре, который был заключен почти 30 лет тому назад и представляет собой реликт времен глубокого противостояния между Соединенными Штатами и Советским Союзом.
Договор о противоракетной обороне был направлен на предотвращение создания систем национальной противоракетной обороны в той обстановке, которая характеризовала состояние безопасности в годы "холодной войны". Сегодня же главный предмет беспокойства составляют угрозы со стороны разного рода ираков и северных корей, равно как и вероятность несанкционированного применения ядерного оружия - учитывая его распространение. На самом деле Москва находится ближе к этим угрозам, чем Вашингтон. Следует найти возможность для обсуждения с Россией тех изменений, которые произошли в характере угроз, ее возможной реакции на это, а также зависимости между сокращениями стратегических наступательных вооружений и развертыванием противоракетной обороны. Наряду с этим Москва должна понять, что любые возможности совместного использования информации или технологий в этих областях будут в значительной степени определяться ее поведением - которое на сегодняшний день является проблематичным - в вопросах распространения баллистических ракет и других технологий, связанных с оружием массового уничтожения.
Было бы совсем глупо делиться с Москвой оборонными технологиями, если она будет допускать утечки или умышленно осуществлять передачу военных технологий тем самым государствам, от угрозы со стороны которых Америка и пытается себя защитить. Наконец, Соединенные Штаты должны признать, что Россия является великой державой и что у нас с ней всегда будет и несовпадение, и совпадение интересов. Находясь на посту премьер-министра, Владимир Путин использовал Чечню как для возбуждения национализма в своей стране, так и для наращивания своего собственного политического капитала. Российские военные проявили нехарактерную для них решительность и активность, заявив, что считают своим долгом защитить целостность Российской Федерации - неблагоприятное развитие событий с точки зрения взаимодействия армии с гражданским обществом. Не следует недооценивать долговременные последствия этой войны для политической культуры в России. Эта война повлияла на отношения между Россией и ее соседями на Кавказе, по мере того как Кремль бросал обвинения в укрывательстве и поддержке чеченских террористов в адрес самых разных стран, таких, как Саудовская Аравия, Грузия и Азербайджан. Эта война служит напоминанием об уязвимости небольших новых государств, которые расположены вокруг России, и о заинтересованности Америки в их независимости. Став сильнее, они перестанут быть предметом такого сильного искушения для России. Между тем многое зависит от способности этих государств реформировать свою экономику и политические системы - а на сегодняшний день достижения на этом пути носят, в лучшем случае, неоднозначный характер.
На этом фоне Америка может употреблять свою силу без высокомерия и утверждать свои интересы, не прибегая к устрашению и угрозам. Такой была особая роль Америки в прошлом и такой она должна быть вновь теперь, когда мы вступаем в новое столетие.
*авторское право (с) 2000 Кондолиза Райс.