Сокращенный перевод
<┘>Не случайно в различных документах, регулирующих отношения Европейского союза (ЕС) с Россией, упоминается целый комплекс проблем, связанных с Калининградом. Действительно, проблема специфического, чувствительного с политической точки зрения географического положения области внутри переживающего бум Европейского союза настоятельно требует своего решения. В противном случае Калининграду в будущем, скорее всего, уготована судьба депрессивного анклава. По существу, решение этой проблемы должно быть таким, чтобы оно не ставило под сомнение принадлежность региона к России и одновременно превращало бы его в активного партнера Евросоюза. Предпосылки для успешной торговли выглядят в принципе неплохо, если учитывать удобное географически благоприятное положение региона: близость балтийских государств, стран Центральной и Западной Европы, а также западной части России. Об этом свидетельствует и более или менее выраженное позитивное изменение в осознании сути проблемы и возможных путей ее решения. <┘>
В действительности ситуация выглядит парадоксально. Несмотря на то, что Калининград располагается внутри Европейского союза, он находится на положении регионов, расположенных за границами ЕС, и потому лишен масштабной поддержки, предназначенной для кандидатов на вступление в союз. <┘> Растущая пропасть между Калининградом и его соседями в уровне жизни, в сфере производства, в развитии инфраструктуры и не в последнюю очередь в возможности свободного передвижения оказывает уже сегодня негативное воздействие на социально-психологическое состояние населения.
<┘>Исходя из всего вышесказанного, представитель немецкой экономики в Калининграде указывает на причины, побуждающие потенциальных зарубежных и российских инвесторов оставаться в стороне. Это - распространение на область "конфискационной" налоговой политики России, подозрительное отношение Москвы к возможным сепаратистским тенденциям, обусловленных особым экономическим статусом Калининграда, недостаточная самостоятельность областной администрации по отношению к центральному правительству при привлечении необходимых средств, неразвитость инфраструктуры, как важнейшей материальной предпосылки развития области. Наконец, протекционистские тенденции администрации, ее вмешательство в работу предприятия, бюрократическая и почти не прозрачная деятельность управленческого аппарата, а также противоречия между федеральными и региональными законами и предписаниями. <┘>
<┘>С этой точки зрения, попытки уйти от решения проблемы обрекают Калининград к существованию в роли "двойной периферии", забытой области на краю России и на краю Европы ЕС. Поскольку экономический рост и социальная стабильность Калининграда зависят в значительной мере от ее сотрудничества с Польшей (19%), и Литвой (10%), а также от ее включения в единую сеть балтийской кооперации. Негативное развитие представляло бы опасность и могло бы спровоцировать плохо контролируемые процессы социальной и, как следствие, политической дестабилизации в случае усиления негативного влияние извне. <┘>
Перевод: Черемушкина Анна