Конца войны в Чечне по-прежнему не видно. Делегация Совета Европы находится там с понедельника. Она должна составить представление о положении в разрушенной республике. Делегацию возглавляет председатель политического комитета лорд Джадд. В нее входит и руководитель правового комитета Биндиг. Оба доклада могут оказать существенное влияние на решение, которое предстоит принять на следующей неделе о снятии санкций с России или, наоборот, их сохранении. В апреле прошлого года Парламентская ассамблея Совета Европы лишила российскую парламентскую делегацию права голоса в связи с фактами насилия в ходе операции по завоеванию Чечни. И вот теперь идет проверка на предмет целесообразности этих санкций.
Москва не желает вести переговоры
Лорд Джадд прибыл в регион, где закончился период крупномасштабных боев и бомбардировок, но достижение мира по-прежнему остается далекой перспективой. За последние месяцы позиция Москвы не изменилась: она не ведет переговоры с сепаратистами. Готова их начать, если речь пойдет о капитуляции. В понедельник эту позицию подтвердил в интервью агентству "Интерфакс" представитель Президента Путина Ястржембский. В тот же день об этом говорил министр обороны Сергеев, который утверждал, что ситуацию можно стабилизировать, если "нейтрализовать" трех главных руководителей боевиков: Масхадова, Басаева и Хаттаба.
Уже несколько месяцев сообщения из Чечни практически не меняются: партизаны нападают на российских солдат и чеченских коллаборационистов, а войска Москвы наносят контрудары, проводят аресты и подвергают строгому контролю гражданское население. Ни одна из сторон не может навязать свое решение, а в это время в соседней Ингушетии все еще находятся 140 тыс. беженцев. В понедельник российские информационные агентства сообщали о боевых действиях за прошедший день: 20 атак партизан на федеральные войска, две бомбардировки, предпринятые российской авиацией, арест 38 подозреваемых чеченцев. В общей сложности убиты семь партизан и два россиянина, причем к этим данным нужно относиться осторожно. До сих пор нет никаких достоверных сведений о судьбе американца Кеннета Глака, похищенного на прошлой неделе в районе южнее Грозного. Глак руководил деятельностью международной организации "Врачи без границ".
Безнаказанность военных преступников
В ходе посещения Чечни делегацию Совета Европы особо интересует ситуация, складывающаяся в правовой сфере. В программе визита - встреча с представителями юстиции и уполномоченным Президента по правам человека Каламановым, в бюро которого с лета прошлого года работают три эксперта Совета Европы. Много позитивного визитеры вряд ли услышат. По оценке многих наблюдателей, в Чечне царит все ширящийся произвол. О наличии какой-либо правовой системы, которая заслуживала бы право так называться, не может быть и речи. Согласно официальным данным, в республике, насчитывающей 500 тыс. жителей, работают 22 судьи. Этого явно недостаточно для вынесения приговоров по бесчисленным фактам нарушения законности, зафиксированным за последние 15 месяцев. Можно прийти к выводу, что нынешние власти, очевидно, заинтересованы в том, чтобы замять злодеяния военных. В долгий ящик положено даже ставшее достоянием гласности дело, связанное с такой крупной фигурой в военном руководстве, как полковник Буданов:о надругательстве и смерти молодой чеченки.
Подобного можно ожидать и в другом недавнем случае. В декабре прошлого года российские войска "по ошибке" взяли под обстрел здание одного из институтов в Грозном. При этом погибли, по меньшей мере, семь человек. Прокурор Чечни Чернов, как сообщала газета "Коммерсантъ", видит за этим "преступную халатность или злой умысел". Судя по всему, каких-либо санкций в отношении виновных в этом военных не последовало. На подобные разночтения между огромным числом сообщений о нарушениях прав человека в Чечне, с одной стороны, и пассивностью юстиции, с другой, указал также лорд Джадд. Согласно его данным, российские военные суды до сих пор не расследовали ни одного случая, который был бы связан с насильственной смертью гражданских лиц в Чечне. Следовало бы добавить, что сепаратисты тоже не собираются придерживаться законов, определяющих правила ведения народной войны.
Перевод: Владимир Синица