Без сомнения, личный опыт и профессиональная подготовка Мадлен Олбрайт (Madeleine Albright) подготовили ее к роли главного дипломата Америки.
Бывший университетский профессор, помощник должностных лиц на Капитолийском Холме (в Конгрессе США - Прим. пер.) и в Белом Доме, посол США в Организации Объединенных Наций, г-жа Олбрайт была своим человеком в Вашингтоне, а ее главные убеждения заключались в антикоммунизме и высокой оценке демократии и любви к ней, базировавшихся на ее иммигрантском прошлом.
К тому времени, как г-жа Олбрайт стала госсекретарем США, мир уже начал кардинально изменяться. Холодная война закончилась, коммунизм отступил, Советский Союз более не существовал, Россия не была сверхдержавой, и, в действительности, на геополитическом горизонте не было видно настоящих соперников американскому политическому, военному и экономическому доминированию.
Таким образом, в последние восемь лет администрация Клинтона (Clinton) решала смешанный набор политических вопросов, состоящий из комбинации старых проблем - таких как арабо-израильский конфликт и Северная Ирландия - и проблем совершенно новых, таких как расширение НАТО и создание новых подходов к взаимоотношениям с Россией.
Также были непростые проблемы вроде азиатского экономического кризиса, осознания необходимости борьбы со СПИДом во всемирном масштабе, распространение терроризма и увеличение оборота наркотиков, а также постановка вопросов прав женщин и африканских проблем во всемирную внешнеполитическую повестку дня.
Если с одной стороны работа г-жи Олбрайт на посту госсекретаря во время второго срока президента Клинтона облегчалась тем фактом, что, как она сама говорила, Америка является "единственной оставшейся сверхдержавой" в мире, то с другой стороны, она (работа - прим. пер.) затруднялась тем, что старые, времен холодной войны шаблоны внешней политики, использовавшиеся последние пятьдесят лет, не подходили к новым реалиям.
Это больше не было состязанием, как говорила Олбрайт, "между красным и красным, белым и синим".
Вопрос стоит так: насколько хорошо все эти проблемы прорабатывались? Была ли предложена новая внешнеполитическая концепция или применялся ли более высококвалифицированный подход к тем текущим проблемам, которые обычно просто "регулировались" (а не решались - прим. пер.)?
Ответ неоднозначный, и это неудивительно.
Уроженка Чехословакии, г-жа Олбрайт усиленно работала над тем, чтобы стереть "искусственную разделительную линию", как она ее называла, установленную Советским Союзом после Второй мировой войны и разделившую Европу на западную и восточную.
Расширение НАТО - возвращение Чешской Республики, Венгрии и Польши обратно в западную Европу, "которой они принадлежали", согласно г-же Олбрайт, - являлось главным политическим достижением команды Клинтона, и очень важным в эмоциональном смысле, для Олбрайт.
Также, США играли ведущую роль в борьбе запада за изгнание югославских вооруженных сил из Косово путем осуществления первой наступательной военной акции НАТО, что позволило вернуться домой сотням тысяч беженцев.
В конце концов, благодаря санкциям и другому давлению запада, югославский лидер, Слободан Милошевич (Slobodan Milosovic), которому предъявлено международное обвинение в совершении военных преступлений, был побежден в демократических выборах. То, что "балканский кусочек европейской мозаики встал на свое место", как говорила Олбрайт, несомненно, тоже являлось важным моментом для нее.
В то время как американские политики решали все эти проблемы, они внимательно наблюдали за Россией, экономически слабым и политически непредсказуемым государством.
Г-жа Олбрайт и ее коллеги смогли сделать так, чтобы Россия не разрушила дипломатические механизмы при расширении НАТО и во время многочисленных балканских кризисов.
Наконец, США и их союзники по НАТО подобрали для России несколько задач, которые она должна выполнять на Балканах, включая выполнение российскими войсками миротворческих функций совместно с силами НАТО.
Однако по другим вопросам с Россией было очень трудно иметь дело. Они вели жесткую войну в Чечне и продолжают торговать оружием с Ираном. Россия входит в число нескольких стран, предпринимающих шаги в направлении восстановления отношений с Ираком.
На прошлой неделе, спустя десять лет после "победы" в Войне в заливе над Ираком, г-жа Олбрайт сказала журналистам, что она "действительно сожалеет, что ко времени ее прихода имелось немало проблем с Ираком, и что она также сожалеет, что эти проблемы были упущены".
В течение четырех лет было аксиомой, что Саддам Хуссейн (Saddam Hussein) "изолирован" или "сдерживается" санкциями ООН и что он не может сейчас угрожать своим соседям.
Однако за прошедший год среди все возрастающего количества союзников Америки начало проявляться недовольство режимом санкций, осуществлявшихся под эгидой США. Россия, Франция, Германия, Иордания и некоторые другие страны осуществили недавно полеты в Багдад. Из Иордана одним из последних рейсов прибыла делегация американских граждан.
Ирак является ярким примером "регулирования" проблемы, а не решения ее.
Ни один внешнеполитический вопрос не получил больше внимания со стороны администрации Клинтона, чем процесс ближневосточного мирного урегулирования.
Г-жа Олбрайт играла важную, но не доминирующую роль в этом процессе, так как ее босс принял на себя бóльшую часть переговоров за последние два года. И даже с помощью легендарной силы убеждения г-на Клинтона, Израиль и Палестина не смогли придти к решающему компромиссу, необходимому для заключения окончательного соглашения для прекращения конфликта между ними.
Один из высокопоставленных дипломатов отметил, что за затраченные усилия стоит поставить "отлично", однако, как часто говорила г-жа Олбрайт о процессе поиска мира, "мы не можем хотеть этого больше, чем хотят они".
Критики пути решения этого вопроса администрацией утверждают, что в действительности одной из проблем было то, что г-н Клинтон хотел, чтобы процесс завершила другая администрация Белого Дома, и поэтому он принимал в этом такое активное участие. Настоящее положение дел гораздо более сложно, однако главная линия остается той же: недостижение окончательного соглашения.
В последний месяц пребывания г-жи Олбрайт в должности был достигнут неожиданный внешнеполитический успех в отношениях с Северной Кореей.
Используя благоприятный момент улучшения отношений между Южной и Скверной Кореями, администрация провела переговоры с Северной Кореей, в связи с чем г-жа Олбрайт стала первым госсекретарем США, посетившим Пхеньян. Не удалось достичь прогресса в отношении визита президента, однако г-жа Олбрайт выразила надежду, что следующая администрация начнет предпринимать усилия "по изменению динамики на Корейском полуострове с того самого места, на котором остановилась она с коллегами".
Первая женщина госсекретарь занималась и другими, менее традиционными внешнеполитическими проблемами: она подняла вопрос о правах женщин, особенно в странах третьего мира; она способствовала росту демократии и гражданского общества в странах, возглавлявшихся ранее коммунистическими или военными лидерами; она посещала Африку каждый год и убеждала президента увеличить роль Африки во внешнеполитической повестке дня.
Также было уделено внимание и так называемым транснациональным вопросам: терроризму и наркотикам. Г-жа Олбрайт проделала более миллиона миль - новый рекорд - в должности госсекретаря, часто в поисках международной поддержки попыток администрации "адаптировать нашу внешнюю политику к требованиям нового времени".
Вопрос о том, будет ли ее преемник, Колин Пауэлл (Colin Powell), продолжать предпринимать усилия в этих областях, пока остается открытым. В различных прощальных интервью и пресс-конференциях г-жа Олбрайт давала ему несколько советов. Где-то во главе ее списка содержится призыв не "возрождать врагов" в отношениях с Россией и Китаем.
"Внешняя политика не осуществляется четыремя годовыми отрезками┘ это непрерывный процесс", отмечает г-жа Олбрайт, а вспоминая о проблемах, стоящих перед администрацией отца избранного президента Буша-младшего, говорит, что восемь лет - это долгий срок.
"Вопросы совершенно разные. Я никогда не думала, что мне придется обсуждать генетически измененную кукурузу", заявляет Олбрайт, приводя пример новых пунктов в повестке дня встреч с ее европейскими коллегами.
Один из критиков г-жи Олбрайт, бывший чиновник внешнеполитического офиса, утверждает, что она оставляет Госдепартамент "деморализованным, плохо финансированным и неэффективным". Ее защитники ставят ей в заслугу то, что стала обсуждать внешнюю политику с американской общественностью, и что она хорошо работала с преимущественно республиканским Конгрессом.
Никто не назовет г-жу Олбрайт самым лучшим госсекретарем, как и человеком, отличающимся выдающимся стратегическим мышлением. Она имела успехи и неудачи, как и каждый из ее предшественников.
Г-жа Олбрайт очень напряженно занималась тем, что она называла "величайшей работой на земле" - освоением новых реалияй времени, наступившего после окончания холодной войны.
Перевод: Рафаэль Сайдашев