Страну грабили на протяжении десятилетий. Алмазы, медь, кобальт, золото, ценные породы древесины - все эти полезные ископаемые, которые легко добывать и которые пользуются хорошим спросом, уже сто лет назад пробуждали жадность у господствовавших там бельгийских колонизаторов. Почти 40 лет диктатору Мобуту Сесе Секо удавалось контролировать распределение сокровищ среди своих сторонников и международных концернов.
Плата по военным долгам
С момента свержения Мобуту в 1997 году на Конго обрушился поток заинтересованных в прибылях компаньонов. Гражданская война - это война за передел собственности. Ее участники уже давно забыли об идеологии и политических интересах. Наиболее важными полезными ископаемыми являются медь и алмазы. Медь в широких масштабах добывается на юго-востоке Конго, вблизи второго по величине города Лубумбаши, алмазы - в центральной части страны, в районе города Мбуи-Маи.
До сих пор оба месторождения формально находились в руках Лурье-Дезире Кабилы. Однако он передал право на проведение прибыльных разведочных работ в качестве оплаты военных долгов своим союзникам в Анголе, Намибии и Зимбабве. Особо тесное сотрудничество налажено с Зимбабве. Совместные предприятия военных обеих стран, созданные на деньги конголезских государственных концернов, официально должны помогать в финансировании войны. Фактически же прибыль идет через непрозрачную сеть подставных фирм в карманы элиты обеих стран.
Алмазы из Анголы и Сьерра-Леоне считаются в мире в основном "кровавыми", их продажа запрещена. Однако в отношении Демократической Республики Конго такие санкции до сих пор не вводились. Кабила и его сторонники обогащались на торговле драгоценными камнями совершенно легально. Известные в мире концерны также легально разрабатывали месторождения меди, не принимая во внимание тот факт, что своими деньгами они поддерживали пожар гражданской войны. В качестве оправдания они говорят, что работают на правительство, признанное международным сообществом. И это соответствует действительности.
Так же беспрепятственно идет разграбление сырьевых ресурсов в восточной трети территории Конго, контролируемой повстанцами. Прибыль получает не местное население, а офицеры повстанцев и поддерживающие их армии Уганды и Руанды.
Контроль за богатствами
С борьбой за контроль над богатствами страны связаны также постоянно возникающие ссоры между различными группировками повстанцев. Кизангани - третий по величине город Конго - занимается преимущественно торговлей алмазами. Они добываются в основном на небольших месторождениях на северо-востоке страны.
Город Кома, главный опорный пункт группировки повстанцев, которых поддерживает Руанда, живет торговлей колтаном - редкой рудой, которая используется при производстве полупроводников. Будь то колтан, алмазы, медь или золото - все они находят дорогу сначала через мелких местных, а затем - крупных торговцев из соседних стран на сырьевые рынки всего мира. Электрокабели в Германии, свадебные кольца в Швейцарии, компьютеры в Австрии, украшения в США - в каждом из этих предметов повседневного спроса можно с большой долей вероятности обнаружить конголезское сырье.
Перевод: Владимир Синица