Один говорит о нации, другой - о новом политическом климате в Вашингтоне. Однако новый президент США Джордж Буш (George Bush) еще до вступления в должность развязал войну с инакомыслящими. Названные им кандидатуры министров вызвали не только уважение, но и раздражение.
Состоявшиеся на этой неделе слушания в сенатских комитетах по 10 из 16 кандидатур на посты в кабинете Буша начались под режиссурой демократов. Однако, как только новый президент принес присягу, а Дик Чейни (Dick Cheney), заменивший Альберта Гора (Al Gore) на посту главы сената, занял решающие позиции, верх взяли республиканцы. Причина - слишком маленький перевес в победе на выборах. Не будь этих особых обстоятельств, назначенцы Буша могли бы уже иметь большинство сената у себя в кармане. С кандидатами на пост государственного секретаря Колином Пауэллом (Colin Powell) и министра финансов Полом О'Ниллом (Paul O'Neill) на Капитолийском холме деликатничали.
Напротив, два их будущих коллеги попали под сильный обстрел: Джон Эшкрофт, которого Буш хочет видеть на посту министра юстиции, и Гейл Нортон, которая должна возглавить министерство внутренних дел. У каждого президента есть право формировать команду по своему усмотрению, но есть и ограничения: сенат может дать отвод кандидатам. И этим правом сенат воспользовался, чего уже давно не делал. Ожесточенный спор мог состояться и при утверждении министра труда, если бы номинант не сняла свою кандидатуру заранее.
То, что оппозиция приняла в штыки кандидатуру Стерма, имеет идеологическую подоплеку. Эшкрофт и Нортон - очень консервативны - даже ультраконсервативны, говорят их критики. Их назначением Джордж Буш пытается удовлетворить правое крыло своей партии. Он понимает, что за этим последует: война с инакомыслием. Для человека, который вступает на свой пост, обещая лечить раны, не тревожить могил и искать взаимопонимания у своих политических противников, довольно странное начало. Даже жесткие критики допускают, что Буш хочет пройти тест на прочность. Тем самым, он смог бы доказать, что способен проводить свои решения, и одновременно прощупать прочность своих тылов в партии. Буш говорит о том, что его враждебно встреченные кандидаты покажут на деле, чего они стоят, как только займут свои должности.
В ходе слушаний по этому поводу высказывались очень большие сомнения. В четверг против назначения еще одного кандидата - Гейл Нортон протестовали представители 18 природоохранных организаций, профсоюзы и общественные объединения. Их возмущает, что в бытность министром юстиции в Колорадо она отдавала предпочтение не защите флоры и фауны, а правам на разведочные работы, что она, как и Джордж Буш, выступает за освоение нефтяных месторождений в лесной заповедной зоне на Аляске.
Министерство юстиции должен возглавить человек, который сделал блестящую карьеру в качестве министра юстиции и губернатора штата Миссури, а в последнее время - в качестве сенатора от своего штата (он проиграл выборы в ноябре прошлого года губернатору Мелу Карнахану (Mel Carnahan), погибшему в результате несчастного случая). Правда, в прошлом он занимал крайние позиции, противоречившие некоторыми законам, которые он как высший блюститель законности как раз и должен был бы защищать. Очень религиозный Эшкрофт оспаривал право на аборты и расовую интеграцию в школах. Он был адвокатом торговца оружием и провалил назначение черного судьи под предлогом мягкого отношения того к смертной казни. Эшкрофта мучали в комитете юстиции три дня подряд. Он обещал следовать всем существующим в стране законам, даже если он с ними не согласен. Демократ Чарли Шамер (Charles Schummer) заявил, что он даже не узнал своего бывшего коллегу по сенату. "Такое впечатление, что есть два Джона Эшкрофта", - удивлялся Шамер такому перевоплощению. Его соратник по партии Джозеф Биден (Joseph Biden) поставил диагноз: "в расовых вопросах нечувствителен" и "идеологически не идентифицируется". Однако, заранее высказался за назначение кандидата, поскольку, по его словам, нисколько не сомневается в возможности сотрудничества с ним и в его деловых качествах.
Совсем по-другому было, когда свое почтение сенаторам засвидетельствовали Колин Пауэлл и Пол О'Нилл. Оба по своему положению считаются специалистами, и вопросы по линии их ведомств вызывают мало эмоций. Бывший генерал и будущий государственный секретарь лишь обозначил новые аспекты, сказав одновременно, что в политике он будет заботиться о преемственности. Он осудил протекционизм и изоляционизм. США, пообещал Пауэлл, будут проводить активную внешнюю политику, так как у них "есть интересы в любом уголке Земли". Отношения с Россией будут зависеть от прогресса в области реформ. Сокращение контингента войск на Балканах? - Только после обсуждения с союзниками. Национальная система противоракетной обороны? - Она будет. Не удивительно, что Пауэлл выдержал слушания по своей кандидатуре в сенатском комитете блестяще. Комитет единогласно проголосовал за назначение бывшего генерала на пост главного дипломата США.
Перевод: Владимир Синица