Россия работает над проектом железнодорожной магистрали, которая поможет связать Европу с Азией. Через пять лет может быть открыто движение пассажирских и товарных поездов от Амстердама через Берлин в Токио. Об этом корреспонденту газеты "Berliner Zeitung" рассказал министр транспорта России Николай Аксененко. Со вчерашнего дня он ведет переговоры с представителями компании "Немецкая железная дорога АГ" (Deutsche Bahn AG), а также о подписании крупного контракта с немецким концерном "Сименс".
Речь идет о новой стратегически важной транспортной артерии, которая свяжет Европу и азиатскую часть Дальнего Востока скоростным и одновременно дешевым видом транспорта. По мнению Аксененко, прямой выход магистрали на Японию - задача уже самого ближайшего будущего. Старт строительства намечен уже на этот год, когда будет вынута первая лопата грунта в строительстве туннеля от острова Сахалин. Затем начнется встречное движение к Сахалину с японской стороны.
Туннель в Японию
"Японцы ждут, когда начнем мы. Они тогда быстро пойдут нам навстречу", - сказал министр. Проект имеет значение не только для Европы, но и для Японии, поскольку его реализация улучшит доступ к месторождениям полезных ископаемых в России. По туннелю должны ходить не только поезда. По нему будут проложены также газо-и нефтетрубопроводы. Государственное финансирование сахалинского туннеля обеспечено, подчеркнул Аксененко. Не исключено, что в проекте примут участие частные инвесторы.
Туннели для российских железных дорог стратегически важное связующее звено, позволяющее России предлагать кратчайший, удобный и самый быстрый транзитный путь из Европы в Азию. Россия должна стать новой перевалочной базой между Европой и Азией. Мысленно Аксененко уже представляет себе современный вариант "шелкового пути". Это очень важно, сказал он, и для Европы, и для Востока. Мы, подчеркнул министр, предлагаем исключительные гарантии сохранности грузов при транспортировке, мы гарантируем сроки доставки грузов, и все это будет значительно быстрее, надежнее, чем на морском транспорте, поскольку у нас нет ни тайфунов, ни пиратов.
Министр транспорта России убежден, что Транссибирская железнодорожная магистраль и в целом доставка грузов по российским железным дорогам на дальние расстояния значительно лучше, чем об этом принято говорить. Например, в прошлом году на всех участках российской железной дороги пропали товары всего на общую сумму в 170 тыс. DM. Кроме того, за весь 2000 год в грузовом сообщении было зарегистрировано только пять небольших аварий.
"У нас на Транссибе установлена автоматизированная система управления движением, которой еще нет в Германии", сказал министр. На Транссибирской железнодорожной магистрали за грузами можно осуществлять компьютерный контроль на всем пути до Владивостока. К тому же на каждом грузовом контейнере установлена электронная система защиты от воровства. И, само собой разумеется, что железная дорога работает точно по графику даже при морозах минус 60 градусов по Цельсию. "Могут ли этим похвастаться Германия, США или Франция".
Конечно, одной России не осилить весь грузовой поток. Но мы, говорит министр, постараемся взять на себя шестую часть общего грузопотока между Европой и Азией. Эту стратегическую цель преследует также и сотрудничество с концерном "Сименс". Аксененко хочет сегодня подписать с ним рамочное соглашение, общая стоимость которого составляет "несколько сотен миллионов долларов". При этом речь идет об автоматизированных системах, коммуникационной сети министерства транспорта России, строительстве пассажирских вагонов, электровозов и моторных вагонов.
Проект открыт для частных операторов
В настоящее время на политической повестке дня не стоит вопрос строительства высокоскоростных железнодорожных магистралей. Совместный французско-российской проект строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали между Москвой и Санкт-Петербургом оказался непосильным с финансовой точки зрения. "Не предусмотрена" и приватизация железнодорожной сети. Однако предприятия могли бы воспользоваться возможностью использовать железнодорожную сеть для своего подвижного состава, причем по государственным тарифам. По словам министра, "Сименс или Фольксваген могут доставлять оборудование на дальний Восток своими вагонами". Уже сегодня 21% всех товарных вагонов находятся в частной собственности. Стало привычным, что металлургические заводы, нефтяные компании и предприятия лесной отрасли имеют свой подвижный железнодорожный состав.
Правительство России ничего не имеет также против того, чтобы создавались частные железнодорожные компании, которые бы строили новые магистрали и эксплуатировали их.
Перевод: Владимир Синица