Чем ближе момент, когда Европейский союз (ЕС) пополнят новые члены, тем острее для Европейской комиссии становится потребность закрыть щекотливое дело с Калининградом. А то, что проблемы, связанные с российским эксклавом Калининград, действительно представляют собой щекотливое дело - в этом можно не сомневаться. Дело в том, что с расширением союза бывший Кенигсберг окажется в полном окружении стран - членов ЕС. В момент распада Советского Союза Калининград оказался отрезанным от метрополии. Когда через несколько лет его соседи Польша и Литва станут членами ЕС, почти миллион жителей Калининградской области, чтобы попасть в Россию, будут вынуждены ехать через территорию стран ЕС. К тому же для российских граждан встанет вопрос получения новых заграничных паспортов и транзитных виз. Однако, как считают в ЕС, эти практические проблемы могут быть урегулированы. Сложнее будет с вопросом политической ранимости сторон, призванных их решать.
В конце прошлой недели, во время своего визита в Москву, комиссар ЕС Крис Паттен постарался добиться ясности в отношении к проблеме эксклава. В российской столице, сказал он, удалось договориться, что ЕС будет теснее сотрудничать с Калининградом. Это не предусматривает, однако, что российский эксклав получит статус ассоциированного члена ЕС. И все же этот вопрос, по словам пресс-секретаря Европейской комиссии, уже сейчас создает почву для "спекуляций, враждебных и Европе, и Германии". Так, британские газеты "Sunday Telegraph" и "Times" писали, что Германия и Россия уже провели секретные переговоры. Обсуждались якобы будущая судьба Калининграда и вопрос списания части российского долга Германии.
Очевидно, что это не более чем подтасовка фактов. Она была опровергнута и в ведомстве федерального канцлера в Берлине, и Москве. "Регион является неотъемлемой частью Российской Федерации. Он не может быть также предметом торга", - заявил вчера в очередной раз начальник Департамента информации Министерства иностранных дел России Александр Яковенко. В Европейской комиссии считают, что есть более серьезная проблема. Она заключается в том, что процесс трансформации Калининграда как военной базы в регион с гражданской инфраструктурой идет очень медленно. Там до сих пор дислоцируется российский Балтийский флот. По данным спецслужб, там дислоцировано тактическое ядерное оружие. Высок уровень преступности, что сказывается на ситуации в приграничных районах соседних стран. Малопривлекательной делают жизнь там загрязнение окружающей среды, наркомания, проблемы со здравоохранением. Для ЕС все это означает, что Польша и Литва будут должны принять эффективные меры по охране своих внешних границ с Калининградом, то есть вводить на своих 23 пограничных переходах паспортную систему и таможенный контроль. В Москве, однако, возражают против введения визового режима для россиян, отправляющихся в Калининград.
Комиссар Европейской комиссии Паттен поэтому предлагает открыть консульские службы, которые бы позволяли оформлять визы без излишнего бюрократизма с взиманием чисто символического сбора. Для граждан, часто курсирующих между метрополией и эксклавом, должны быть предусмотрены многократные визы. В перспективе возможно урегулирование вопроса передвижения граждан в приграничных районах немецкой земли Баден-Вюртемберг и Швейцарии, заявил вчера пресс-секретарь Паттена Гуннар Виганд. В то же время Европейская комиссия планирует также подписать соглашение об экстрадиции беженцев, отправившихся на поиски сытой жизни в страны ЕС. Для исключения в будущем проблем со снабжением жителей Калининграда комиссия предлагает ввести свободный от таможенного контроля и сборов транзит российских грузов.
Без таможенных сборов должны также транспортироваться грузы из России в Калининград. В связи с этим на первое место в повестке дня выдвигается вопрос заключения торгового соглашения. Этот вопрос ЕС и Россия должны обсудить в марте текущего года в рамках существующего между ними договора о партнерстве и сотрудничестве.
При этом, кстати, идея объявить Калининград зоной свободной торговли обсуждаться не будет. "Калининград - это не Гонконг. В его компетенцию не входят вопросы внешней торговли", - говорит Виганд.
Перевод: Владимир Синица