Вчера министр топлива и энергетики России Александр Гаврин прибыл с официальным визитом в Багдад. Как сообщает Иракское Агентство Новостей, российская делегация прилетела во вновь открытый недавно международный аэропорт "Саддам" во второй половине дня и пробудет в Ираке несколько дней.
"Мы надеемся, что мы сможем обсудить с высшими официальными лицами Ирака направления развития сотрудничества в различных областях", - сообщил российский министр через переводчика.
Гаврин отказался ответить на вопрос о судьбе контрактов, подписанных российскими нефтяными компаниями и Ираком, о развитии нефтяного месторождения "Вест Курна" (West Qurna) на юге Ирака, отметив только, что "нам необходимо продолжать переговоры и обсуждения".
Гаврин заявил, что задержки в подписании или выполнении каких-либо договоров с Ираком происходят не по вине его министерства, так как ответственность за подписание подобных контрактов лежит непосредственно на российских нефтяных компаниях.
"Министерство энергетики всесторонне заинтересовано в том, чтобы контракты, заключенные между российскими нефтяными компаниями и Ираком, выполнялись", заявил он.
Российскую делегацию в аэропорту встречали министр нефти Ирака Амир Мохаммед Рашид (Amir Mohammed Rasheed) и ряд официальных лиц министерства. Аналитики считают, что Россия и ее нефтяные компании желают быть в числе первых в очереди к иракской нефти, если будет ослаблен режим санкций.
Крупнейшая российская нефтяная компания "ЛУКойл" заключила в 1997 году контракт стоимостью 3,5 млрд. долл. США о развитии совместно со своими партнерами "Зарубежнефть" и "Машиноимпорт" нефтяного месторождения "Вест Курна" (West Qurna) после того, как будут отменены санкции. Запасы нефти месторождения "Вест Курна" оцениваются в восемь миллиардов баррелей.
По мнению политических и экономических аналитиков своими полетами в Багдад и четко выраженными признаками дружественных намерений по отношению к Ираку Москва проверяет границы режима санкций. Россия высказывается в пользу ослабления санкций и сокращения репараций, которые Багдад должен выплатить жертвам вторжения 1990 года в Кувейт.
Также Москва постоянно критикует Великобританию и Соединенные Штаты за воздушные налеты на Ирак, осуществляемые в рамках контроля свободной от полетов зоны. Эта зона была введена после войны в Персидском заливе в 1991 году, в результате которой иракские войска были изгнаны из Кувейта.
До вторжения в Кувейт, которое повлекло введение санкций против Ирака, Россия поставила Багдаду военное имущество на сумму восемь млрд. долл. США, за которое Ирак должен был расплатиться нефтью. Единственный шанс у России компенсировать хотя бы часть этого огромного долга появится, если санкции будут отменены, и российским фирмам будет позволено осуществлять инвестиции в нефтяные месторождения Ирака.
Соединенные Штаты, в свою очередь, возражают против ослабления санкций, опасаясь, что Ирак может использовать полученные средства для разработки новых вооружений.
Перевод: Рафаэль Сайдашев