В Калининграде формируется движение протеста против Москвы. 4 тыс. человек собрались на площади Победы в бывшем Кенигсберге, чтобы выразить свое возмущение действиями российского правительства. "Руки прочь от особой экономической зоны", - это требование начертано на плакатах, а сами демонстранты с горечью спрашивают: "Россия, нужны ли мы тебе вообще?" Причиной волнений в российском эксклаве стало решение Государственного таможенного комитета взимать в полном объеме налоги и таможенные пошлины и в Калининграде. До сих пор регион по причине своего особого статуса, который справедливо отражает особенность его географического положения, пользовался экономическими льготами.
С этим покончено. Все товары, которые поставляются в "метрополию", подлежат налогообложению в размере 20% от их стоимости. К этому добавляются 10% таможенного сбора. Тем самым, по словам заместителя главы администрации Калининграда Анатолия Ромашко, "наша продукция в России больше неконкурентоспособна". Особая экономическая зона "Бернштайн" фактически ликвидирована. Как следствие: на границе скопились грузы на миллионы рублей, цены в Калининграде повысились с 1 января на 20-30%. Хлеб, мясо, консервы, колбаса - все это стало дороже для 930 тыс. жителей региона, занимающего 15 тыс. кв. км. 80% граждан живут в городах и не в состоянии самостоятельно обеспечивать себя сельскохозяйственной продукцией.
Как крик о помощи звучало требование участников митинга: "Мы хотим оставаться частью России!" Однако, Москву, говорит мэр Клининграда Юрий Савенко, сначала надо расшевелить, чтобы она повернулась лицом к эксклаву. Калининград фигурирует в столице пока лишь только как база Балтийского Флота, имеющая важное стратегическое значение.
В России одновременно появляется все больше слухов о заговоре. Германия, говорится в многочисленных листовках, собирается в обмен на российские долги получить земли и "купить" Калининград. Обе стороны, в частности, уже неоднократно опровергали сообщения западных средств массовой информации о, якобы, состоявшихся секретных переговорах между Берлином и Москвой. Это не остановило представителя министерства иностранных дел в Калининградской области в разглагольствованиях об "информационной войне", развязанной против России.
Но эта война ведется, прежде всего, российской стороной, причем во все новых вариантах. Так правительственная "Российская газета" приписывает федеральному канцлеру Герхарду Шредеру (Gerhard Schroeder) желание вписать свое имя в историю, благодаря возвращению бывшей Восточной Пруссии.
В свою очередь, правительство ФРГ уверено в том, что решение проблем российского эксклава может быть найдено путем расширения Европейского союза (ЕС) на Восток. После предстоящего вступления в ЕС Польши и Литвы Калининград окажется окруженным территориями стран-членов Союза. Концепция развития, разработанная в ЕС, должна воспрепятствовать превращению региона в остров загрязнения окружающей среды, преступности и экономического упадка. Речь потому идет об интеграции области в структуры ЕС.
Уже сейчас Калининград в значительной мере ориентирован на Запад. Здесь говорят по-английски и по-немецки, поддерживают интенсивные контакты с западными странами. 50% внешнеторгового оборота региона приходится на Литву, Польшу и Германию. Эти три страны участвуют в большинстве из 1415 предприятий с иностранным капиталом. Иностранные фирмы, среди них БМВ, пользовались налоговыми и таможенными льготами. Теперь, когда эти льготы отменены, им придется еще раз подумать, стоит ли оставаться в регионе.
При этом могут потерять и жители Калининграда. Даже вице-губернатор Ромашко был вынужден в связи с решениями Москвы признать, что для разжигания прозападных настроений в эксклаве нельзя было бы придумать ничего лучшего.
По словам руководителя Калининградского отделения железной дороги Виктора Будовского, многие из его земляков уже обсуждают возможность присоединения региона к Польше. "Если родина, снимая таможенные льготы, заставляет нас погибать, к чему нам тогда цепляться за Россию?"
Новый губернатор Калининградской области Владимир Егоров, бывший адмирал, фаворит Кремля должен знать об этих настроениях. Он выступает за скорейшее начало переговоров с ЕС, чтобы обеспечить, по крайней мере, транспортные связи с метрополией и использовать транзитные пути в интересах региона. Ведь "Калининград, - говорит он, - беден природными ресурсами".
Перевод: Владимир Синица