Несмотря на период некоторого охлаждения отношений между Чешской Республикой и Россией Игорь Иванов, министр иностранных дел России, во время своего визита в Прагу в пятницу будет обсуждать как раз вопросы взаимоотношений двух стран.
С тех пор, как коммунизм в Европе рухнул, а Советский Союз распался, отношения между Россией и Чешской Республикой не всегда были гладкими. Действия российской армии в Чечне вызвали протесты в Чешской Республике. Россия негативно восприняла вступление Чехии в НАТО и критиковала НАТО за воздушные налеты на Югославию. Не способствовало улучшению отношений и установление визового режима в прошлом году. Тот факт, что Иванов, ставший министром иностранных дел в 1998 году, осуществит только первый визит в Чехию, сам по себе доказывает охлаждение отношений между двумя странами. Предшественник Иванова Андрей Козырев последний раз был в Чехии в феврале 1994 года.
Бывший министр иностранных дел Йозеф Зиелениец (Josef Zieleniec) был последним министром иностранных дел, посещавшим Россию. Визит происходил в марте 1996 года. Бывшие ранее регулярными консультации между заместителями министров иностранных дел двух стран прекратились осенью 1998 года. В прошлом году министр иностранных дел Чехии Ян Каван (Jan Kavan) посетил Санкт-Петербург для того, чтобы побывать на финальном матче мирового чемпионата по хоккею на льду, и встретился с Ивановым.
Оба министра встречались также в сентябре 1998 года в Нью-Йорке на заседании Генеральной Ассамблеи ООН. Главы России и Чехии очень редко наносили визитов друг другу. В 1993 году бывший тогда президентом России Борис Ельцин прибыл в Прагу для подписания Чешско-Российского договора о дружбе и сотрудничестве.
Президент Чешской Республики Вацлав Гавел (Vaclav Havel) посетил Россию с частным визитом в мае 1995 года, чтобы отметить 50-летнюю годовщину окончания Второй Мировой войны. Россия критично отнеслась к позиции, занятой некоторыми чешскими политиками по отношению к военным действиям в Чечне. Когда в 1999 году министр иностранных дел Чечни Ильяс Ахмадов посетил Прагу, МИД России расценил это как грубое вмешательство во внутренние дела России и как поддержку терроризма де-факто. В прошлом году Россия и Гавел обсуждали территориальную целостность России. Иванов попросил Гавела объяснить его заявление о том, что "Россия должна осознавать, где она начинается и где она заканчивается, и принять во внимание тот факт, что Чечня является нацией с другими традициями, историей и религией".
Россия выразила беспокойство расширением НАТО на восток, а Иванов назвал это "грустным явлением". Чешская республика вступила в НАТО в 1999 году. Новый закон Чехии об иностранцах, который установил необходимость получения визы для россиян, ослабление политического диалога и упадок сотрудничества в сфере искусства описывались в прошлом году тогдашним послом России в Праге Николаем Рябовым как вызывающие беспокойство и конфронтационные. В мае прошлого года чешская делегация в Совете Европы голосовала против приостановления членства России в Совете за нарушение прав человека в Чечне. Несмотря на политические споры, Россия остается одним из главных торговых партнеров Чехии. К тому же Россия еще с коммунистических времен должна Чешской Республике значительные суммы денег, около 138 млрд. крон, согласно оценкам МИД Чехии. Торговый дефицит Чехии по отношению к России в прошлом году достиг 65,3 млрд. крон, что на 85 % превышает показатель предыдущего года, равный 35, 1 млрд. крон.
Официальные отношения между двумя государствами завязались в 1922 году после подписания соглашения об открытии представительств в столицах обоих стран. В 1934 году Чехословакия признала Советский Союз и дипломатические отношения вышли на уровень посольств. Отношения были прерваны в период между 1939 и 1941 годами, когда Советский Союз признал чехословацкое правительство в изгнании и был подписан договор об общем подходе к войне против Германии. В сентябре 1942 года отношения вышли на уровень посольств. В 1992 году советское посольство в Чехословакии стало посольством России. С 1993 года установлены дипломатические отношения между Россией и вновь образованной Чешской Республикой.
Перевод: Рафаэль Сайдашев