К семидесятилетнему юбилею прежнего российского президента Бориса Ельцина.
Как говорится, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Ельцин на танке, громящий путчистов, 19 августа 1991 года - эта фотография не только обошла весь мир, но и стала символом его политического завещания. Борис Николаевич, Борец, Непреклонный, Идущий напролом - сегодня ему исполняется 70 лет.
Первый свободно избранный президент России управлял страной в чрезвычайно трудный период ее развития, начиная с 1991 по 1999 год. Центробежные силы национализма разрушили Советский Союз. И будучи самой крупной союзной республикой, Российская Федерация по праву стала международно-правовой наследницей СССР. Ельцин, бывший функционер КПСС, кормившийся за партийный счет, вынужден был в этот исторический момент решать как элементарные, так и самые сложные задачи. Он принял решение об освобождение цен, что было равносильно отказу от плановой и переходу к рыночной экономике. Демократия и гражданское общество создавались в стране, где право всегда было на стороне царя или партии. В России на тот момент не существовало традиций правовой государственности. Но сопротивление реформам было очень значительно. Всемогущая бюрократия и враждебно настроенный по отношению к Ельцину парламент блокировали их проведение.
Политический анализ, концептуальные размышления не были призванием Ельциным. Его мышление было просто и ясно структурировано: политическим противникам, таким как коммунисты (или большевики, как охотно их ругал Ельцин), нужно давать отпор при любых обстоятельствах. В этом отношении он развился в политика высокого уровня. Создание коалиций было ему чуждо, а мнение большинства - безразлично. Свой политический персонал он назначал и увольнял по собственному усмотрению. Временами даже появлялись сомнения в понимании демократии "царем Борисом".
Ельцин начал многое, но едва ли что смог закончить. Летописцы могут записывать это на его счет. Тем не менее, значительная историческая заслуга Ельцина в том,что в смутное послегорбачевское время он сделал все возможное, чтобы колесо истории не покатилось в обратном направлении. Хотя именно этого и добивались путчисты в 1991 - 93 годах.
Перевод: Анна Черемушкина