Выдержки из доклада директора американского Центрального разведывательного управления Джорджа Тенета специальному комитету по разведке сената США от 7 февраля 2001 года о глобальных угрозах Соединенным Штатам Америки в 2001 году
Распространение оружия массового поражения в мире
Позвольте мне более подробно рассмотреть проблему распространения оружия массового поражения (ОМП) в мире. По-прежнему целый ряд государств и неправительственных групп стремятся к обладанию ОМП и средствами его доставки к целям. Давайте сначала обсудим возрастающую угрозу, которую для нас представляют межконтинентальные баллистические ракеты (МБР). Не говоря уже об МБР России и Китая, по-прежнему остается угроза со стороны МБР целого ряда других государств - конкретно Северной Кореи, вероятно, Ирана и, возможно, также Ирака. Некоторые государства самостоятельно разрабатывают и производят МБР, другие - используют прямую иностранную техническую помощь И хотя у государств, сравнительно недавно приступивших к осуществлению своих ракетных программ, гораздо меньше ракет, которые к тому же обладают куда меньшей точностью, мощностью заряда, живучестью и надежностью, чем те, что угрожали нам в годы "холодной войны", их МБР тем не менее представляют угрозу для американских интересов.
Г-н Председатель! Каталитическую роль иностранной помощи в совершенствовании ракет и ОМП вышеназванных государств невозможно переоценить. Благодаря иностранной помощи этим государствам удалось сократить сроки разработки и наладить производство своего ракетно-ядерного оружия. По-прежнему тремя основными поставщиками технологий в области ракет и ОМП, являются Россия, Китай и Северная Корея. Должен заметить, что многие подробности по необходимости приходится держать в тайне, но позвольте мне коротко перечислить те направления их деятельности, которые вызывают наибольшую озабоченность с нашей стороны.
Контролируемые государством предприятия оборонных отраслей и атомной промышленности России по-прежнему слабо финансируются, и поэтому Москва полагает, что они сами должны зарабатывать столь необходимую твердую валюту путем экспорта своей продукции. Нас по-прежнему заботят поставки российского оружия и военных технологий с точки зрения их последствий для распространения ОМП в мире. Позвольте мне привести некоторые факты:
- В прошлом году российские предприятия и организации продолжали поставлять разнообразные компоненты и технологии для баллистических ракет таким странам, как Иран. Индия. Китай и Ливия. Так, в прошлом году Россия передала большой пакет технологий по баллистическим ракетам Ирану, что, по нашим оценкам, позволяет ему ускоренно разрабатывать ракеты новых типов и добиться самообеспеченности в деле их производства.
- Россия остается основным поставщиком оборудования и технологий для различных ядерных программ гражданского назначения Ирана, которые вполне могут быть использованы также в его программах по ядерному оружию.
- Российские предприятия и организации являются важным для Ирана источником технологий "двойного предназначения" и оборудования для производства биотехнических и химических препаратов. Иранцы и некоторые другие нации заинтересованы в получении доступа к российскому опыту в области биологии и химии; стремятся получить информацию и пройти подготовку для организации у себя производства биологических агентов и боевых отравляющих веществ (ОВ).
Г-н Председатель! Проблема распространения ракет и ОМП продолжает видоизменяться в направлениях, которые делают более затруднительными для нас мониторинг и контроль за распространением, что ведет к возрастанию риска внезапных технических прорывов наших потенциальных противников. В числе новых тенденций можно назвать более широкое распространение в мире средств и способов снижения обнаруживаемости объектов и введения в заблуждение систем слежения за объектами, а также возрастающую доступность технологий "двойного предназначения" - не только для ракет, но также для химических и биологических агентов.
Весьма велика и потенциальная возможность "вторичного распространения" доведенных до стадии зрелости государственных программ (в области ракет и ОМП - прим. пер.) таких стран, как Пакистан, Иран и Индия. Добавьте к этому частные фирмы, ученых и инженеров в России, Китае и Индии, которые, как можно полагать, пользуясь слабым или не обеспеченным санкциями контролем за национальным экспортом и растущей доступностью технологий, все больше вовлекаются в такого рода деятельность (имеется в виду помощь иностранным государствам и неправительственным группам в создании ракет и ОМП - прим. пер). Вышеназванные тенденции сохранялись, а в ряде случаев даже усилились в течение прошлого года.
Российское оружие составляет основу наращивания военных возможностей Китая. Торговля оружием - всего лишь один из аспектов бурно развивающихся китайско-российских связей. Москва и Пекин планируют позднее в этом году подписать "договор о дружбе", выдвигая на передний план общность их интересов и готовность к дипломатическому сотрудничеству в интересах противодействия политике США, которую они считают недружественной. Особые возражения вызывает план США по созданию национальной системы противоракетной обороны (НПРО).
Россия
Г-н Председатель! Еще одна страна стремится быть признанной как великая держава - Россия. Я буду предельно откровенным. Не приходится сомневаться в том, что президент Путин желает восстановить некоторые аспекты советского прошлого - статус России как великой державы, сильную центральную власть и стабильное и предсказуемое общество - иногда за счет соседних государств или гражданских прав россиян.
Примеры:
- Путин начал перестройку верхней палаты парламента (Совета Федерации - прим. пер.), преследуя цель к 2002 году лишить региональных правителей (глав исполнительной и законодательной ветвей власти субъектов РФ- прим. пер.) мест в верхней палате, которые им предоставляются по должности. Он также создал систему из семи "суперокругов" (федеральных округов - прим. пер.), где сегодня полномочные представители президента осуществляют контроль за деятельностью региональных правителей в зоне своей ответственности.
- Он решительно ополчился против независимых российских средств массовой информации (СМИ), в том числе против одного из наиболее известных в России медиа-магнатов Владимира Гусинского, который был вынужден отказаться от своей независимой телевещательной компании, в результате чего количество критически настроенных СМИ уменьшилось.
Москва, возможно, пытается воскресить также подход к внешней политике, который в советские времена был известен как "подход с нулевой суммой". Как я уже указывал, Москва по-прежнему придает большую важность торговле оружием и технологиями как крупному источнику денежных средств. Она все больше использует торговлю оружием и технологиями как инструмент укрепления связей со своими региональными партнерами - Китаем, Индией и Ираном. Москва рассматривает эти связи как один из способов ограничения влияния США в глобальном масштабе.
В то же время Путин предпринимает усилия с целью ограничить влияние США в других бывших советских республиках и восстановить роль России как главной державы в регионе. Он усилил нажим на своих соседей, требуя от них погасить долги за энергоресурсы, он тянет с предусмотренным соглашениями выводом российских войск из Молдовы и применяет широкий диапазон тактических способов давления на Грузию.
Путин увеличил ассигнования министерству обороны, хотя потребуются годы увеличенных расходов, чтобы разделаться с накопившимися в эру правления Ельцина проблемами вооруженных сил. Война в Чечне ведет к падению морального духа, а следовательно, и боеспособности войск. Несмотря на подавляющее численное превосходство, Москва в борьбе с повстанцами оказалась в патовой ситуации, под угрозой постоянных нападений боевиков. И конца этому не видно.
Российские войска потеряли в Чечне многие тысячи своих офицеров и солдат. Имеются многочисленные факты жестокого обращения российских военнослужащих с гражданским населением. Общественность России все активнее выступает против этой войны. Учитывая, что Путин пришел во власть на волне общенародной популярности, вопрос о разрешение чеченского конфликта является для него делом персонального престижа. Недавно Путин перепоручил руководство операциями в Чечне Федеральной службе безопасности России, продемонстрировав тем самым свою симпатию к разведывательному сообществу, из которого он пришел.
Несмотря на ностальгию Путина по советским временам, он сознает, что Россия просто обязана подружиться с рыночной экономикой и интегрироваться в глобальную экономическую систему, и что для этого ему нужны иностранные инвесторы. Плюс к тому растут ожидания общества. Путин избегает принятия трудных политических решений, так как в прошлом году экономика России пошла на подъем, обусловленный высокими мировыми ценами на нефть и дешевизной рубля. Но Путин не может рассчитывать на то, что эти тенденции станут перманентными. Если он хочет, чтобы в России рост экономики и политическая стабильность сохранились на более длительный период, ему придется найти решение для ряда важнейших насущных проблем.
Примеры:
- Если не будут реструктурированы внешние долги России, Путин в 2003 году столкнется с очень большими затруднениями. Россия должна будет выплатить почти 48 млрд. долл. США на протяжении трех последующих лет.
- Критически важными для сохранения тенденции роста являются внутренние и внешние инвестиции в экономику России. Москва недавно заявила, что в прошлом году вывоз капитала возрос до 25 млрд. долл. США. Путину придется доказать, что он намерен всерьез бороться с коррупцией и осуществить комплексную реформу налогообложения, а также меры по защите прав инвесторов.
Перевод: Виктор Федотов