Новая американская администрация не так давно приступила к выполнению своих обязанностей. Все, даже противники президента Джорджа Буша (George W. Bush), признают, что ему удалось собрать сильную команду специалистов по внешней политике. Сам президент заявил, что он допускает наличие разногласий между членами команды, так как он считает, "что эти разногласия будут обоснованы серьезными размышлениями".
Однако наблюдатели в Вашингтоне ожидают не разногласий, а грандиозных схваток по поводу основных вопросов внешней политики.
Команда возглавляется Колином Пауэллом (Colin Powell), госсекретарем США, Кондолизой Райс (Condoleezza Rice), советником по национальной безопасности, к мнению которой г-н Буш прислушивается, Дональдом Рамсфельдом (Donald Rumsfeld), министром обороны, и Диком Чейни (Dick Cheney), вице-президентом и "премьер-министром" администрации. Принимая во внимание также Пола Вольфовица (Paul Wolfowitz), заместителя министра обороны, и Ричарда Армитиджа (Richard Armitage), заместителя руководителя Госдепартамента, можно сказать, что администрация имеет большой потенциал. Г-н Чейни к тому же взял на работу собственный опытный персонал по вопросам национальной безопасности, делая себя тем самым независимым от каких-либо других правительственных экспертов.
На проходившей недавно в Германии конференции по вопросам безопасности г-н Рамсфельд обнародовал планы США по системе национальной противоракетной обороны. Союзниками это было интерпретировано как следующее: "НПРО будет построена. Смиритесь с этим". Несколькими днями позже, г-н Пауэлл по тому же самому вопросу дал более примирительные комментарии: "Наша задача, - сказал он, - продемонстрировать союзникам, России и Китаю, что НПРО представляет собой разумную концепцию".
По-разному отнеслись они и к европейским планам создания Сил быстрого реагирования. Г-н Пауэлл продемонстрировал мягкое отношение к этим планам. На встрече с Робином Куком (Robin Cook), министром иностранных дел Великобритании, он заявил: "Я думаю, мы все согласны с тем, что это (создания Сил быстрого реагирования - прим. автора) усилит НАТО". Г-н Рамсфельд занял более жесткую позицию. "Я не вижу, каким образом это усилит НАТО. Скажем так: если бы в бюджеты стран - членов НАТО поступало больше долларов, и это их усиливало бы, это было бы обнадеживающим фактом. Пока я этого не вижу".
По мнению некоторых вашингтонских аналитиков, эти разногласия могут положить начало проблеме раздвоения внешней политики США. Так называемые неоконсерваторы - в лице г-на Чейни и г-на Вольфовица, а также, возможно, и г-на Рамсфельда - придерживаются линии сохранения влияния США в мире, в том числе и военным путем. Г-н Пауэлл и г-жа Райс, в свою очередь, осторожно относятся к использованию военной силы США за границей, и придают особое значение вопросу пределов власти США за рубежом.
Кое-кто уже даже определил "группы" и "пары" противников. В американской прессе появилось немало материалов, что вице-президент Чейни прилагает все усилия, чтобы стать наиболее близким президенту советником и сосредоточить в своих руках как можно больше власти. Влиятельная американская газета "The New York Times" пишет, что вместо того, чтобы уйти в тень, как это делало большинство вице-президентов до него, Дик Чейни де-факто стал главой администрации, старшим советником по национальной безопасности, теневым министром обороны, и возможно, "полупрезидентом". В частности, г-н Чейни уже забрал себе некоторые функции, выполнение которых ранее предусматривалось Кондолизой Райс. Ожидается, что Совет Национальной Безопасности, возглавляемый ею, вернется к выполнению координационной роли в проведении внешней политики государством, в то время как ранее, при президенте Клинтоне (Clinton), он играл одну из центральных ролей.
Другая линия раскола лежит, как уже отмечалось выше, в отношении к роли США за пределами страны. Чарльз Капчен (Charles Kupchan), работавший в администрации Клинтона в течение его первого срока, отмечает, что Пауэлл "день за днем эффективно блокировал вмешательство США в конфликт в Боснии".
Некоторые аналитики уже предсказывают победителей в этом противостоянии. "Несмотря на статус г-на Пауэлла и близкие отношения г-жи Райс с президентом Бушем, большинство наблюдателей полагают, что, в конце концов, тройка Чейни-Рамсфельд-Вольфовиц будет определять политику по всем важнейшим вопросам", - пишет еженедельник "The New Republic". Г-н Пауэлл не добьется существенных успехов, так как не имеет влиятельных сторонников в администрации, а г-жу Райс, самую молодую из всех политических советников президента Буша, затмят ветераны-тяжеловесы.
Вице-президент Чейни постарался, в свою очередь, расставить на ответственные посты в администрации, в министерстве обороны и других ведомствах поддерживающих его людей, а его возможность ежедневно тесно общаться с президентом, несомненно, повысит его влияние.
Следует отметить и тот факт, что на пост министра обороны была назначена кандидатура, предложенная вице-президентом. У госсекретаря Пауэлла были иные кандидатуры, однако, в итоге был утвержден Дональд Рамсфельд.
Направления внешней политики президента Буша будут зависеть, в итоге, от того, к мнению какой группы он будет прислушиваться. Хотя команда в целом и утверждает, что разногласия невелики и что они находятся "под контролем", можно ожидать, что в будущем они еще откликнутся публичными дебатами и открытым соперничеством.