Немецкая газета цитирует речь мэра Москвы Юрия Лужкова, произнесенную им на церемонии вручения премии Фридриха Йозефа Хааса за развитие германо-российских отношений.Столица России не связана столь тесно ни с одним другим городом, как с Берлином. Поэтому вполне логично, что московский мэр Юрий Лужков был отмечен в немецкой столице премией за заслуги в укреплении германо-российских отношений.
Чем хуже официальные отношения между двумя государствами, чем слабее их торговые связи, тем большее значение приобретают контакты на негосударственном уровне. С тех пор, как Германо-российский форум переместился из Бонна в Берлин, он стал работать намного активнее. Это логично, поскольку Берлин есть и будет для России оселком Европы. Значительно выросли бюджет Форума и количество проводимых им мероприятий. Если принимать во внимание поддержку конкретных городов и проектов партнерства, оказание помощи, если видеть, что заседает германо-российский культурный форум и проходят дискуссии о политическом и информационном облике России, то можно говорить о том, что Форум действительно демонстрирует настойчивую и глубокую работу. Сегодня перед Форумом поставлена задача, побудить федерального канцлера Шредера (Schreder) и президента Путина выступить с инициативой подготовки "Петербургского диалога", представляющего собой организованную группу участников по образцу Германо-британского форума, который уже многие десятилетия определяет германо-британские отношения. Конечно, организовать такой диалог между двумя неравными партнерами, исключительно тяжело. В России, в отличие от Германии, в качестве партнеров в таком диалоге обычно выступают представители государства, среди них почти нет представителей неправительственных организаций.
Мэр Москвы Юрий Лужков, который на этот раз получал премию на ежегодном собрании членов Форума, в частности, сказал: "Мы только начинаем, так как Россия поздно вступила на путь цивилизации. У нас почти нет демократических и правовых традиций". До мэра с торжественным докладом выступил премьер-министр земли Саксония Курт Биденкопф (Kurt Biedenkopf). Обращаясь, прежде всего, к русским гостям, он предлагал взять на вооружение модель "гражданского общества" в рамках федерации, настойчиво просил быть инициативнее и не ждать милостей от "отца-государства". Что касается мэра, все стало ясным, когда он взял слово. Массивный по своей конституции московский политик, определяющий последние десять лет экономические успехи Москвы, выглядит сегодня почти как пережиток ельцинской эпохи. Он очень популярен, не пьянеет от алкоголя, и возможно также коррумпирован, как и Борис Ельцин. Так что, он - полная противоположность Владимира Путина.
Последние десять лет Лужков энергично занимался расширением партнерских связей между Берлином и Москвой. Отношения между двумя столицами стали примером для германо-российских отношений в целом. Сегодня тесное сотрудничество двух городов охватывает практически все сферы: экономику, культуру, социальную и гуманитарную сферы. Борис Ельцин, представив Владимира Путина в качестве своего крон-принца, остановил карьерный рост Лужкова. До сих пор у московского градоначальника есть очевидные трудности в отношениях с главой российского государства. Соответственно у него другая оценка ситуации. "У нас нет гражданского общества, - говорит он, - есть лишь небольшой слой супербогатых и есть огромная масса людей, которая вынуждена жить в дичайших условиях". Обращаясь к попыткам Путина ограничить свободу средств массовой информации, он добавляет: "Государство не должно диктовать, что могут люди делать, что для них допустимо, оно должно помогать им справляться с трудностями жизни. Однако, наше государство слишком медленно усваивает свои обязанности".
Мэр Москвы говорит о "неравенстве" в российских федеративных отношениях. Когда Борис Ельцин был еще президентом России, он призвал отдельные регионы многонационального государства, брать столько независимости, сколько смогут "проглотить". Сегодня маятник качнулся в обратную сторону. По словам Лужкова, "мы физически так устроены, что признаем только крайности". Так, если при Ельцине возникла угроза распада России как единого государства, сегодня нам угрожает другая крайность -создание централистского государства, в котором наблюдаются опасные тенденции, подчеркнул он.
Правда, затем Лужков снова высказывает надежду, что "худшее удастся предотвратить". Впрочем, свою премию он передал детям из берлинской клиники "Шарите". Это полностью в духе доктора Фридриха Йозефа Хааса (Friedrich Joseph Haas), именем которого названа премия, которую получил Лужков. Премия присуждается ежегодно Германо-российским форумом людям, которые внесли вклад в развитие германо-российских отношений. Фридрих Йозеф Хаас был в начале XIX века самым авторитетным врачом России. Он работал в Москве и до самой смерти помогал обездоленным людям.
Перевод: Владимир Синица