Воздушными налетами на Багдад Джордж Буш дал понять, что в вопросах внешней политики ему явно не хватает дипломатического такта.
Упрямство в вопросе с развертыванием космической системы противоракетной обороны, столкновение подводной лодки с японским траулером и вот теперь - нападение на Багдад. Еще ни одна из прежних администраций США не вела столь неуклюже в вопросах внешней политики, оставляя от нее подобно слону в посудной лавке одни черепки, как нынешняя. Военные пытаются оправдывать воздушный налет, говоря о чисто военной необходимости. Весь мир, однако, задает вопрос: почему именно сейчас?
Это первое нападение на Багдад за последние два года, а Буш (Bush) говорит о какой-то "рутинной акции". При этом, подыскивая аргументы, он немногословен. Как будто у него не было причин для применения военной силы. Было бы большой случайностью, если бы иракские ПВО резко усилили свою активность именно в последние недели, а США именно теперь посчитали обязательным нанесение удара.
Вероятнее всего, речь идет о политических маневрах, о маневрах, которые должны полностью лишить иракцев любой надежды на дипломатический успех. Это признак того, что новая администрация США намерена показать так называемым государствам-изгоям серьезность своих намерений. Одновременно это сигнал того, что партнеры по НАТО должны настраиваться на жесткий внешнеполитический курс.
Буш подтвердил свою личную ответственность за бомбардировки и тут же отправился со своим первым государственным визитом в Мексику. Тем самым новый президент продемонстрировал отсутствие не только тонкого внешнеполитического чутья, но и опыта. Сам он вряд ли сможет оценить последствия этой акции. Ее инициаторами были в большей мере министр обороны Дональд Рамсфельд (Donald Rumsfeld) и госсекретарь Колин Пауэлл (Colin Powell).
В 1991 году Пауэлл руководил боевыми действиями в ходе войны в Персидском заливе. Насколько хорошо генерал разбирается в искусстве дипломатии, он продемонстрировал во время слушаний в сенате при назначении его на должность. С одной стороны, он расхваливал свою доктрину сдержанности во внешней политике, с другой, - подтвердил своей жесткую позицию по отношению к Саддаму Хусейну (Saddam Hussein). "Пока Ирак не выполнит свои обязательства, - сказал он, - нам необходимо идти вперед со всей возможной агрессивностью".
В новой администрации США Пауэлл является олицетворением провала проводившейся до сих пор политики в отношении Ирака, которую нынешний президент унаследовал от своего отца. Унаследовал сын и ненависть своего отца к иракскому диктатору. Спустя десять лет после окончания войны в Персидском заливе, Саддам Хуссейн все еще остается у власти. И он пользуется растущей популярностью. Воздушный налет США лишь усилит эту тенденцию.
Администрация Буша, вероятно, делает ставку на иракскую оппозицию, находящуюся за рубежом. Согласно последнему решению новой администрации, группы сопротивления могут использовать переданные им в качестве американской помощи 4 млн. долларов США, также для организации своей деятельности непосредственно в Ираке.
По оценке экспертов, за поспешностью, с которой Буш обозначает свою политику в отношении Ирака, кроется одно: администрация США опасается потерять поддержку в вопросе сохранения санкций, что уже произошло осенью прошлого года, когда были смягчены ограничения на воздушное сообщение. Воздушным налетом Буш также хочет ослабить значение челночной дипломатии ООН.
То, с какой готовностью приняли участие в воздушном налете англичане, может быть признаком восстановления "особых отношений", существовавших между Великобританией и США в 80-е годы. Правительство Тони Блэра (Tony Blair) уже проявило бросающуюся в глаза сдержанность в дискуссии по вопросу развертывания системы противоракетной обороны. Усиление сотрудничества между Великобританией и США может ослабить позиции Европы в НАТО. Это было бы американцам только на пользу.
Перевод: Владимир Синица