Сенсационное интервью Яссира Арафата влиятельнейшему немецкому журналу "Spiegel". Палестинский лидер уверен, в интифаде виновен Израиль.
"Spiegel": Господин президент, действия палестинского водителя автобуса привели к гибели восьми израильтян. Будущий премьер-министр Шарон (Scharon) возлагает ответственность за это на Вас.
Арафат: Хотя до сих пор до конца не установлено, было ли это целенаправленной акцией или трагической случайностью, я хотел бы сказать, что принципиально являюсь противником любой формы террора.
"Spiegel": Можете ли Вы вообще что-либо противопоставить растущему насилию?
Арафат: Я делаю все, что в моих силах. Но может ли это помочь? Израильская агрессия против моего народа продолжается уже пять месяцев. Ее результат - 400 убитых и более 20 тыс. раненых. Более 120 тыс. палестинских арабов лишились работы в Израиле. В автономных областях без средств существования остались 200 тыс. человек. Виной тому, прежде всего, блокада наших территорий и причиненные разрушения.
"Spiegel": Получается, что интифада вредит интересам палестинцев┘
Арафат: ┘ что нам больше всего вредит, так это целенаправленные нападения Израиля на наш народ. Интифада - это выражение сопротивления оккупации нашей страны, протест против уничтожения наших городов и деревень, против политики строительства израильских поселений на нашей территории, а также против растущего военного насилия.
"Spiegel": Пока будет продолжаться интифада, Шарон (Scharon) не пойдет на новые переговоры. Что тогда?
Арафат: В октябре прошлого года в Шарм-аль-Шейхе мы договорились о прекращении насилия. При этом присутствовали бывший тогда президентом США Билл Клинтон (Bill Clinton) и генеральный секретарь ООН Кофи Аннан (Kofi Annan). Обе стороны должны были заняться вопросом возобновления мирных переговоров. Однако израильтяне не только не вывели свои войска и не сняли блокаду, но даже усилили военное давление.
"Spiegel": Есть ли вообще, на Ваш взгляд, смысл вести переговоры с Шароном, который хочет сохранить за Израилем Голанские высоты и не готов уважать договоренности, достигнутые между Вами и Эхудом Бараком (Ehud Barak)?
Арафат: Прежние договоренности - это международные соглашения, которые ни в коей мере не являются результатом двусторонних переговоров. Они были достигнуты при посредничестве обоих спонсоров процесса: США и России.
"Spiegel": А если Шарон откажется участвовать в этом?
Арафат: Я думаю, что ни одно израильское правительство не сможет быть свободным от однажды взятых обязательств, поскольку это имело бы исключительно тяжелые последствия для всего региона. В любом случае мы, как и прежде, делаем ставку на мир для смелых людей, который должен даровать равную безопасность и благополучие для палестинских и израильских детей.
Перевод: Владимир Синица