Министр обороны США обрушился недавно на Россию с потоком упреков, спровоцировав тем самым - что удивительно! - такую же острую контратаку России. Является ли это началом нового, агрессивного подхода, осуществляющегося администрацией Джорджа Буша (George W. Bush) с целью запугать Россию? Ответ на этот вопрос дает ведущий научный сотрудник Фонда Карнеги, директор программы нераспространению оружия массового уничтожения Джозеф Сиринсионе (Joseph Cirincione).
По-видимому, будучи сытым по горло сопротивлением России предлагаемой Соединенными Штатами системе Национальной противоракетной обороны (НПРО), министр обороны США Дональд Рамсфельд (Donald Rumsfeld) позволил себе выпустить пар в телеинтервью, состоявшемся 14 февраля этого года. "Россия активно распространяет (ядерное оружие и технологии - прим. пер.), - заявил министр. - Они (русские - прим. пер.) являются частью проблемы распространения. Они продают таким странам, как Иран, Северная Корея и Индия, технологии, представляющие опасность ┘ для Соединенных Штатов, Западной Европы и стран ближнего Востока".
Почему г-н Рамсфельд выдвинул подобные обвинения? Все очень просто: министр обороны пытается протолкнуть в Соединенных Штатах и в Европе программу Национальной противоракетной обороны.
Неудивительно поэтому и то, что он сделал попытку развеять опасения, что НПРО будет угрожать России. "Тревога России об этом на самом деле не серьезна, - отметил министр, - так как у русских есть тысячи ядерных ракет - а мы говорим о системе, предназначенной для защиты от десятка".
Продюсеры в аппаратной комнате сразу поняли, что они заполучили то, о чем мечтают устроители всех телевизионных токшоу - об их госте и о том, что он сказал на токшоу, будет сообщено во всех новостях. Они были правы. На следующий день газеты в России, Европе и Соединенных Штатах вышли с материалами под такими заголовками как: "США сообщают, что Россия продает атомные ноу-хау" в лондонской "The Daily Telegraph" и "США обвиняют Россию в продаже ракетных технологий" в ирландской "The Irish Times", в то время как агентство "Reuters" выпустило материал "Новая размолвка между Москвой и Вашингтоном".
Министр обороны России Игорь Сергеев отреагировал быстро: "Все это чепуха. Ничего подобного не происходит. Мне трудно реагировать на этот бред". Валерий Манилов, заместитель начальника Генерального штаба российских Вооруженных сил, заявил: "Эти слова лежат на совести г-на Рамсфельда. Политик может делать подобные заявления только тогда, когда располагает достаточными и неопровержимыми доказательствами своим словам. <┘>"
Конечно, мы не знаем, согласовывал ли г-н Рамсфельд свои нападки с госсекретарем Колином Пауэллом (Colin Powell). Однако совершенно очевидно, что из-за них первая встреча г-на Пауэлла с министром иностранных дел России в конце этого месяца пройдет в более холодной обстановке, чем планировалось вначале.
Многие эксперты считают, что подобный подход не будет слишком продуктивным. За несколько дней до появления г-на Рамсфельда на телевидении консервативный Центр Никсона выпустил доклад по России, в котором указывал: "Соединенные Штаты должны избегать контрпродуктивной практики сотворения идолов - или демонов - из российских лидеров".
Помощь России Ирану действительно является причиной для опасений, равно как и ее желание продать Индии ядерные реакторы. Однако подчеркнуто преувеличенные высказывания министра обороны США лежат в рамках зарождающейся тенденции преувеличения угрозы для оправдания заранее определенной политики. Все делается для того, чтобы "протолкнуть" идею НПРО.
Гражданская ядерная программа Ирана и его ракетная программа, без сомнения, получают российскую помощь. <┘>
Однако изначально ракетная программа Ирана базировалась на импорте из Северной Кореи, а не из России. Те ракетны средней дальности, испытания которых проводил Иран (два из которых завершились неудачно), являются ракетами "Нодонг", купленными в Северной Корее. Если бы Северная Корея прекратила экспорт своих ракет, то ракетной программе Ирана был бы нанесен существенный ущерб.
Что интересно, ни Министерство обороны, ни разведывательные учреждения США не сообщали, что Россия предоставляла Северной Корее помощь в последние несколько лет, как заявил министр Рамсфельд. Но так как Северная Корея является излюбленным государством-изгоем американских политиков, это помогло им подлить масла в огонь.
Заявление г-на Рамсфельда о том, что распространение ядерных технологий "по всему миру неизбежно", не является правдой. Кроме уже известных ядерных держав программы создания ракет с дальностью свыше 1000 км существуют всего в трех государствах: в Иране, Северной Корее и - если санкции когда-либо будут сняты - в Ираке.
Сегодня в мире, на самом деле, меньше баллистических ракет и меньше стран, пытающихся ракеты создавать, чем было 15 лет назад, когда Рональд Рейган (Ronald Reagan) запустил программу звездных войн. И ради трех государств не стоит запускать программу противоракетной обороны стоимостью свыше 100 млрд. долл. США. Чтобы оправдать это, реальная угроза преувеличивается и преподносится как непредсказуемая, неизбежная и непреодолимая.
Данная стратегия может еще аукнуться. Совсем мало стран, если такие вообще есть, видят те угрозы, какие видит администрация Буша. К примеру, многие европейские страны с желают вести бизнес с Ираном и покупать российскую энергию. Южная Корея хочет объединиться с Северной Кореей, а не разрушить ее. Кроме Пакистана, ни одно государство в Азии не чувствует угрозы со стороны Индии. Однако известно, как легко политикам попасть под влияние собственной же риторики.
Если другие государства придут к пониманию, что параноидальный взгляд США спутал их собственное понимание дел, Америке будет гораздо сложнее создавать различные международные коалиции, необходимые для проведения политики США. В мире действительно существуют угрозы, однако если Америка слишком часто будет их преувеличивать, то может оказаться без поддержки в случае реальной опасности.
Перевод: Рафаэль Сайдашев.