Реакция финансовых рынков стран с переходной экономикой на кризис в Турции пришла окольными путями. Процентные ставки на ценные бумаги стран с переходной экономикой в связи со смягчением денежной политики США в последние два месяца существенно понизились. Правда, в последние дни они вновь поднимаются. Индекс ценных бумаг стран с переходной экономикой Инвестиционного банка J. P. Morgan (Embi+), который отслеживает курс облигаций наиболее важных государств с переходной экономикой, увеличился в первой половине прошлой недели на 2,3%. Зеркальным образом, на 41 базисный пункт, увеличилась разница в процентных ставках по государственным займам индустриальных стран - с учетом риска инвестора, в отличие от надежных государственных облигаций. Эта ситуация коснулась, прежде всего, ценных бумаг России и Болгарии. В напряженной ситуации оказались также рынки Аргентины. Соответствующие ценные бумаги стран с переходной экономикой потеряли в стоимости в первые дни прошедшей недели 3,6% и 5,0%. Если сравнивать, то особенно пострадала из-за нервозности и меняющейся готовности инвесторов идти на риск их ликвидная часть, например, 30-летние ценные бумаги России.
Стабилизация ситуации
Несмотря на то, что во второй половине прошлой недели рынки продолжали вести себя по-разному, начиная со среды, ситуация в странах с переходной экономикой начала стабилизироваться. Это произошло после того, как Турция сняла ограничения на свою валюту, а Международный валютный фонд (МВФ), а также министр финансов США Пол О"Нил (Paul O"Neill) пообещали стране поддержку. Мало кто из участников рынка верит в то, что развитие ситуации в Турции может привести к новому кризису рынка ценных бумаг. Однако показательно, что политические и экономические неурядицы в Турции затронули, прежде всего, страны, имеющие большие долги и находящиеся в тисках других проблем.
Аргентина, по мнению экспертов рынка ценных бумаг, это та страна, которая может быть втянута в турецкий водоворот раньше других. Для аргентинского песо, как и несколько дней назад для турецкой лиры, установлен фиксированный обменный курс. Однако в случае с Аргентиной речь идет не о простой привязке песо к определенным валютам, а о соотношении, когда валютные резервы Эмиссионного банка покрывают всю денежную массу, имеющую хождение внутри страны. Внешний долг страны составляет 145 млрд долларов США. Примерно такие же внешние обязательства у Турции (106,5 млрд долларов США). В прошлом году МВФ был вынужден поспешить на помощь и этому южноамериканскому государству. Не меньше, чем у турецкого правительства, подмочена репутация и у команды президента Де ла Руа (De la Rua). Впрочем, важно то, что, в отличие от Турции, в стране относительно здоровый банковский сектор. Аргентинская банковская система была санирована еще в 90-е годы. С тех пор он обладает сравнительно высокими оборотными средствами. Этот фактор может предотвратить проникновение турецкой "инфекции" и не допустить дальнейшего обострения кризиса.
Все будет хорошо?
Специалисты по рынкам ценных бумаг стран с переходной экономикой исключают параллели с прежними кризисами подобного рода. При этом они называют несколько причин. С одной стороны, в случае с Турцией речь идет об изолированной, возникшей на домашней почве ситуации в одной отдельно взятой стране с экономикой переходного периода. Азиатский кризис, который начался в 1997 году в Таиланде, был, напротив, продуктом структурного кризиса всего региона. С другой стороны, кризис в Турции не явился совершенно неожиданным. Большинство инвесторов сократили свое присутствие в Турции еще в ноябре прошлого года, в момент проявления первых возмущений на финансовом рынке. Трудности Турции были, во всяком случае частично, уже учтены финансовыми рынками стран с переходной экономикой, поэтому число напуганных инвесторов, которые вывели свои деньги с других рынков аналогичных стран, не претерпело серьезного сокращения. Другой фактор, который остановил дальнейшее развитие кризиса, - скромный уровень торговых отношений Турции с другими странами с переходной экономикой. Страна импортировала товары в основном из индустриальных стран Европы.
Большой разнобой
Впрочем, говорить о том, выстояли ли страны с переходной экономикой в этом кризисе, удалось ли им преодолеть самое страшное, трудно. Практически никогда нельзя исключать того, что кризис в итоге охватит рынки ценных бумаг других стран с переходной экономикой. Пока нельзя говорить о передышке в экономической ситуации в Турции. Определенного времени потребует санация банковского сектора. К тому же мало кто из участников рынка заранее ожидал поверхностного пожара в Азии, моратория на выплату долгов, объявленного Россией. Таким образом, следует исходить из того, что на рынках ценных бумаг стран с переходной экономикой будет сохраняться какое-то время неуверенность и разнобой.
Перевод: Владимир Синица